С самого начала день Рэйчел (Карен Писториус) не задался: проспала, а нужно везти сына в школу, иначе того оставят после уроков за опоздание, проблемы с бывшим мужем, две пробки, клиентка отказалась ждать и отменила заказ… А тут ещё какой-то мужик (Рассел Кроу) встал на зелёном. Нетерпеливо сигналя «залипшему» водителю и игнорируя его замечания, Рэйчел запускает опасную цепочку событий, не подозревая, чем подобное поведение может обернуться.
Фильм «Неистовый» (2020) затрагивает донельзя актуальную в наше время проблему — хрупкую природу социального баланса, усугубляющуюся агрессией и раздражительностью членов общества. «Сюжет рассказывает не столько о дорожном инциденте, сколько исследует настораживающие тенденции в социуме, связанные с тем, какой негатив многие из нас вынуждены ежедневно прятать от окружающих. У каждого из нас случаются плохие дни, а наша история рассказывает об одном из таких дней, когда напряжение вышло из-под контроля», — говорит режиссёр Деррик Борте. К сожалению, часто человек, видя только свои проблемы, считает, что весь мир настроен исключительно против него, не принимая во внимание или просто не замечая, что у окружающих его людей тоже есть свои проблемы, большие и маленькие. Именно от этого незнания и происходит конфликт между недавно разведённой матерью-одиночкой Рэйчел и безымянным мужчиной, доведённым в этот момент жизни до точки кипения. Она проявила неосторожность, использовав ненужный и настырный сигнал гудка, он же, не сдержавшись, решил преподать ей урок, выместив свою злобу на ней и её близких.
Говоря о теме и проблеме фильма, нельзя не отметить: хоть события в фильме и преувеличены, всё равно при этом по-настоящему пугает реализм отдельной взятой в фокус ситуации. Подобный инцидент (надеюсь, что без таких кардинальных проявлений) может произойти с каждым человеком, существующим в плоскости реальности нашей жизни. «"Неистовый" описывает ситуацию, знакомую многим», — подтверждает сказанное выше сценарист фильма Карл Эллсуорт. Действительно, нет ничего страшнее реальности, превосходно продумавшей всё до нас.
Сюжетное построение фильма динамично и держит в постоянном напряжении, приводя зрителя к драматичной развязке со спокойной менторской и содержащей мораль кодой. Как разрешится очередная «дуэль» Рэйчел и Мужчины, какой ход предпримет каждый из них? События набирают оборот по нарастающей от относительно неспокойного утра Рэйчел к ошеломительно драматичной и зверской развязке, словно закипающая на огне вода. Собственно, схема развития событий в сжатом виде подаётся зрителю уже в начальных титрах: на фоне звучит бодрый закадровый голос ведущего утреннего шоу, приветствующего ранних пташек, затем его сменяют разговоры о том, что с утра тяжело существовать без допинга в виде кофе. Постепенно невинные реплики сменяются сводками о выплесках агрессии человеком на человека, будь то пробка от окраины до центра, авария или избиение. Эти кадры с вкраплёнными в них именами создателей и актёрского состава фильма пронизываются одной или несколькими полосами, словно треснувшее стекло, отождествляемое с постепенно трескающимися терпением и самообладанием людей — главных героев, да и нас с вами.
Было бы преступлением внутри преступления не уделить в тексте должного внимания исполнителям главных ролей и их героям. Безымянный персонаж в исполнении оскароносного Рассела Кроу — опасный тип, склонный к агрессии, о чём зрителю говорит уже эпизод перед титрами. Этот мужчина находится в крайней стадии отчаяния: увольнение с работы незадолго до пенсии, жена, которая ушла к другому… Видимо, последнее и становится каплей, переполнившей чашу терпения, ибо в эпизоде особый акцент сделан именно на обручальном кольце, которое герой в итоге снимает с пальца и выкидывает, переходя Рубикон и границы своего терпения. При этом следует отметить и некие мистические оттенки, присутствующие в персонаже Кроу: он обезличен, у него нет имени, он — как вселенское зло — преследует Рэйчел подобно несчастьям, которые одно за другим валятся на него, а затем и на его жертву. Даже сам исполнитель этой роли признаётся, рассказывая о впечатлениях после прочтения сценария: «Я и так до смерти перепугался, этот персонаж по-настоящему страшен». Рассел Кроу по праву имеет звание одного из лучших актёров нашего времени; мастерством своей игры он передаёт градации всех состояний и настроений своего персонажа — от доброжелательности и вежливости (может быть, дающихся герою с трудом) до постепенного или резкого перехода к агрессии, выливающейся в полный срыв башни, когда поведение героя уподобляется поведению зверя, вынюхивающего жертву по кровяному следу. «Он очень хорош и сыграл своего героя с грубой жестокостью, которая и была нужна. Мы видели Рассела во многих амплуа, но роль маньяка-убийцы по-настоящему раскрыла его потенциал. Его персонаж зверски жесток. Рассел сумел создать тщательно проработанный и глубокий образ», — комментирует работу актёра над ролью Лиза Эллзи, продюсер фильма.
Под стать подобрана и исполнительница роли матери-одиночки Рэйчел, Карен Писториус. Словно по градиентной шкале от светлого оттенка к тёмному меняется спектр эмоций героини — вот она волнуется, что опоздает, вот уже напугана до полусмерти своим преследователем, вот приходит в состояние разъярённой медведицы, защищающей своих медвежат, когда угроза нависает и над её сыном. «Карен нас покорила. В ней было что-то, объединяющее хрупкость и силу, а этот баланс был крайне важен для роли», — отмечает Лиза Эллзи.
Подводя итоги, стоит сказать, что под соусом психологического триллера Деррик Борте преподносит нам поучительную историю о современной жизни. Зрителя словно ставят перед зеркалом с гиперболичным отражением, в котором он узнаёт себя и окружающих. «Конечно, сюжет фильма "Неистовый" выдуман, но при этом весьма поучителен и может вызвать дебаты о том, насколько несдержанными мы бываем в дороге, да и вообще по жизни. Я думаю, успех нашей работы будет определяться именно дискуссиями на темы, поднимаемые в картине. Наверное, это самый лучший эффект, которого может добиться кинофильм», — заключает Деррик Борте. Гнев, как мы знаем, — один из смертных грехов, и дабы не впадать в него понапрасну, посмотрите этот фильм. А в будущем всем нам было бы неплохо пять раз подумать, прежде чем решиться выместить злость от несправедливости жизни на оказавшемся рядом человеке, ведь проблемы и правда у каждого свои.
«Неистовый» (2020): в прокате с 6 августа, в онлайн-прокате с 20 октября.
Примечание редакции: если вас заинтересовал сюжет фильма «Неистовый» (2020), предлагаем ознакомиться с рецензией на фильм «Преследование» (2019).