На самом деле многогранные возможности анимации, реализуемые по максимуму в каждой работе, представленной на фестивале, не перестают удивлять. С точки зрения нарративности, внутреннего драматизма, социальной значимости и функциональности анимированные фильмы давно конкурируют с игровым и даже неигровым кино, так как анимадоки уже стали новым трендовым направлением киноискусства. Разумеется, речь не идёт о том, что анимация может потеснить кино, рассказывающее истории путём фиксации реальности на камеру или создания иллюзии живой реальности. Эти направления от своего зарождения идут принципиально разными путями, которые хотя и пересекаются порой, но чаще — в поле экспериментов с киноязыком. В качестве яркого примера можно вспомнить сложную с технической точки зрения картину Роберта Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера» (1988), концепция которой предполагала взаимодействие в рамках сюжета реальных актёров и анимированных персонажей.
В сущности, анимация — это отдельный вид кинематографического искусства, который продолжает развиваться и искать новые формы самовыражения. Фильм «Прочь» (2019) в этом смысле очень близок по графическому оформлению к компьютерной игре с характерным минимализмом и отсутствием детализованной рисовки. С точки зрения сюжета анимацию Зибалодиса тоже можно проассоциировать с игровым приключенческим квестом, где персонажу нужно линейно переместиться из пункта А в пункт Б, не потеряв при этом единственную жизнь.
Главный герой фильма — мальчик, оказавшийся после крушения самолёта на безлюдном острове. В самом начале повествования появляется и его антагонист — мистическое существо, поглощающее жизненные силы всего, к чему прикасается. На протяжении развития сюжета оно следует за мальчиком по пятам, вселяя ужас, но в тоже время подталкивая к сложным моральным выборам, ведущим к спасению. Иными словами, в образе мистического чудовища воплотился страх человека, пережившего катастрофу — худший враг, чьи свойства парализовывать волю и лишать последних сил хорошо известны. Мальчику придётся пройти путь физический — к Облачной гавани через Запретный оазис, Зеркальное озеро и Заветный родник — и путь экзистенциальный — от бездействия через бегство от своих чувств и одиночества к преодолению страха, обретению друга и финалу своего путешествия.
Фильм «Прочь» — пример удивительной передачи саспенса и внутреннего драматизма без единого слова. Это бессловесное действо имеет поразительно точный контакт с эмоциями: каждый образ, ракурс и ритм призваны вывести историю на уровень личного взаимодействия со зрителем. Это не главный герой испытывает боль при воспоминаниях о крушении, это не он летит на мотоцикле, подгоняемый ужасом, не он воодушевляется волшебными пейзажами и испытывает радость зарождающейся дружбы и горечь расставания с ней; это каждый из нас — зрителей, погружённых в медитативный сон и растворяющихся в экранном вневременном воплощении этого сна.
Историю латвийского аниматора можно назвать фильмом-путешествием и фильмом-мелодией. При отсутствии диалогов именно музыка подпитывает эмоцию, включает драматургию и создаёт ощущение, выходящее за пределы физического опыта. Не случайно фильм Гинца Зибалодиса получил номинацию на Annie за лучшую музыку в анимационном художественном фильме.
Сюрреальное и реальное объединились в картине «Прочь» в один тягучий лейтмотив, а лаконичный визуальный стиль магическим образом смог обыграть сложные грани эмоций и тонкости образов, потому латвийская лента безусловно достойна своих наград и рекомендаций к обязательному просмотру даже тем, кто всё ещё предвзят к искусству анимации.
Большой фестиваль мультфильмов проходит онлайн с 3 по 12 июля 2020 года. Фильм «Прочь» доступен 4, 5 и 9 июля здесь.