Новый фильм Джона Краули «Щегол» (2019) является экранизацией одноименного романа Донны Тартт, удостоенного Пулитцеровской премии в 2014 году. Мать ведёт сына Теодора/Тео (Оакс Фегли) в музей. Внимание мальчика привлекает небольшая картина «Щегол» кисти Карела Фабрициуса. В этот момент в зале происходит взрыв, в результате которого мать Тео погибает, а сам мальчик становится невольным обладателем картины с птичкой. Не пытаясь сравнивать почти восьмисотстраничный кирпич оригинального текста с получившимся фильмом, начнём оценивать картину как самостоятельное и независимое кинопроизведение.
Итак, фильм имеет достаточно уместную для своей темы схему исповеди. Открывающие сцены представляют нам повзрослевшего главного героя, Теодора Декера (Энсел Элгорт), доведённого до критического состояния и, возможно, склоняющегося к самоубийству (об этом зритель узнаёт из закадрового монолога героя). Герой стоит у окна номера в Амстердаме, созерцая танец снежинок, и действие переносится в начало истории и детство Тео, отрывочно показывая трагические события, произошедшие в музее. Полная картина того, что произошло в тот день и что же это за таинственный сверток в жёлтой сумке, который так тщательно прячет Тео, складывается постепенно на протяжении всего фильма; иногда это будут флешбэки-воспоминания героя, иногда кошмарные сны.
Основная проблема фильма и его сюжета — это так и не раскрытое значение и важность картины для жизни (и в жизни) Тео, на это даётся лишь намёк в одном из эпизодов. Мы погружаемся в очередной флешбэк, в котором Тео вспоминает разговор стоящих рядом девочки Пиппы (Эйми Лоуренс) и её дяди Уэлтона Блэкуэлла (Роберт Джой). «Он так и провёл свою жизнь — на цепи?», — спрашивает девочка о щегле на картине, видя птицу, прикованную за лапку цепочкой к жёрдочке, на которой она сидит, и здесь явно чувствуется намёк на будущую судьбу Тео и его связь с картиной Фабрициуса. В этом контексте раскрывается название и романа, и фильма. Тео, как и тот маленький щегол, прикован какими-то обстоятельствами, но фильм этого не показывает и даже не пытается показать. Что же это за обстоятельства, мы так и в итоге и не узнаем. Из контекста фильма можно попробовать вынести, что для Тео картина ассоциируется с той самой рыжеволосой девочкой, в которую он влюбился с первого взгляда, а также, конечно, с матерью, погибшей во время взрыва в музее. Но все ли это тяжёлые моменты, связанные со злополучным «Щеглом»?
И здесь плавно перейдём к разбору героев фильма. Повествование ставит фокус на истории Тео, что логично, ибо рассказ ведётся от его лица, но при этом создатели отчего-то забывают, что вокруг Тео существует окружение из других персонажей, которые тоже должны быть прописаны для понимания зрителем того, что эти люди значат в жизни главного героя. Это относится не ко всем персонажам, но ко многим (отношения с той же Пиппой тому пример). Возможно, это связано с трудностью адаптации оригинального текста и его перевода в двухчасовой фильм, когда приходится выбирать, какие эпизоды переносить на экран, а какие опустить; возможно, и с чем-то другим.
Аннотация фильма также обещает зрителю погружение главного героя в подпольный мир искусства. Но оного, к сожалению, не происходит. Так, например, из разговора выясняется, что Борис (Анейрин Барнард), лучший друг Тео, крадёт злополучного «Щегла» и впоследствии использует картину в преступных операциях. В одной из немногих сцен в антикварной лавке Хоби (Джеффри Райт) зритель знакомится с философией продавца-антиквара и отличием копии/подделки от оригинала, а также фактом, что не всегда оригинальная антикварная мебель до конца оригинальная. К этому же блоку можно отнести сцену встречи Тео (который к этому моменту времени работает в антикварной лавке Хоби) с клиентом-коллекционером Люциусом Ривом (Денис О’Хэр). Приятным пасхальным яйцом для интересующихся темой и искусствоведов будет упоминание среди найденных у преступников картин, помимо нашей птички, «Даже одного Рембрандта», что явная отсылка к многострадальному портрету Якоба де Гейна III кисти великого голландца, получившему прозвище «Рембрандт на вынос» (картину похищали четыре раза, что является рекордом среди краж одного и того же живописного произведения — прим. автора). Если же хотите по-настоящему погрузиться в детали подпольного рынка искусства, посмотрите лучше сериал «Белый воротничок» (2009 — 2014) или фильм «Возвращение «Святого Луки» (1971). Погружение же в «Щегле» если и происходит, то только на уровне упоминания на словах.
Приняв во внимание всё вышеуказанное, в заключение можно сказать, что «Щегол» будет интересен скорее как экранизация популярного одноимённого романа. Как самостоятельное произведение фильм смотреть крайне тяжело и местами откровенно скучно. Поэтому перед просмотром либо прочтите книгу, либо изучите краткое её содержание. Тогда, возможно, вы и получите удовольствие от просмотра, но и этого мы гарантировать, к сожалению, не сможем.
Изображения: IMDb