В якутской провинции живёт знахарка-отшельница (Валентина Романова-Чыскыырай). Днём народ её сторонится, но стоит прийти беде, жители села неизменно обращаются к шаманке по всем волнующим вопросам: от лечения бесплодия до извлечения из лап дьявола умирающего человека — с того света. Везде, где требуется проявить волю и выйти из зоны комфорта, обратиться к врачу или уехать, немного стыдясь своей слабости, люди несут продукты и водку Пугалу. Она становится катализатором их беспомощности и суеверия.
Пугало — это метафизический пограничник. В неё выплёвывают недовольство, отталкивающие проявления характеров отравляют её токсичными ядами. Её подозревают в обмане, но принимают в круговороте беспросветности. Знахарка — оправдание и груша для битья. Она — последний столб, отделяющий бытие от далёкого внешнего мира, людям достаточно посмотреть на него и воротиться к себе. К своему бытовому шовинизму и мистицизму.
Востребованна ли шаманка за недоступностью услуг или услуги отсутствуют из-за востребованности шаманки, ответить трудно — мир вокруг инертный и недальновидный. Пугало находит связь с космосом, обливая себя подаренной водкой, и заставляет людей проявлять эмоции. Единственный на всё село участковый (Анатолий Стручков) видит в шаманке защиту от высшего руководства. Не задумываясь о роли в обществе, Пугало заполняет звенящий безумием эфир в консервной банке, где зимой – -50 °C.
Впервые новый кинематограф Якутии заявил о себе в широких кругах на ММКФ в 2018 году, где «Царь-птица» (2018) Эдуарда Новикова резонансно увезла на родину «Золотого святого Георгия». Страна узнала, что Якутия — это не только алмазы, шаман Габышев и рекорды холода, но и динамичная и самодостаточная для своего региона киноиндустрия. Несмотря на пандемию, в 2020 году в республике было снято 28 фильмов, большинство для внутреннего кинопроката и без широкой помощи государства. Отдалённые от активной федеральной поддержки якутские режиссёры привыкли действовать в строгих малобюджетных рамках, активно экспортируя местный колорит. Для нового якутского кино сформировались правила бескомпромиссного этнического магического реализма и съёмки на родном якутском языке. Общий флёр новой якутской волны и приверженность стилю напоминают азиатскую шок-экзотику «на экспорт» начала 2000-х, моду на которую учредил недавно ушедший от нас Ким Ки Дук. Но визуальную жестокость теперь заменяет неразрывная связь с землей, этноподтекст, а также привлечение населения на важные роли.
«Пугало» (2020), завоевавшее главный приз Кинотавра, расхвалено критикой и выглядит сформированным детищем этой волны. Его награды и отзывы — не только дань уважения равной федеральному центру самобытной индустрии Якутии. В России, где слово «федерация» часто остаётся словом, любая самодостаточность и достижения регионов воспринимаются с восторгом. Похвалы заслуживает не только бескомпромиссная лаконичность, но и впечатляющая эмансипация в кино его участников. Уроженец якутского села Амга Дмитрий Давыдов (этнический русский), ещё недавно совмещавший кинематограф и работу сельским учителем, снял «Пугало» за 1,5 млн рублей на якутском языке. Живую энергию действия обеспечивают непрофессиональные актёры, отлично знакомые со средой, которую воспроизводят. Дебютантка в кино Валентина Романова-Чыскыырай, сыгравшая знахарку, — солистка Государственного театра эстрады Республики Саха с более чем двадцатилетней карьерой, записывавшая альбомы в Лондоне, организатор собственного музыкального фестиваля. Исполнитель роли участкового Анатолий Стручков действительно работал в полиции и бюджетных надзорных органах, занимался делами молодежи, параллельно играя в местном театре.
При этом фильму свойственен чрезмерно кичливый гротескный стиль без доли юмора, который стремится продать зрителю формулу, которая кажется успешной. Эта формула возведена в абсолют. Этническая составляющая на грани магического реализма смешивается с колониальной ретушью. Второстепенные персонажи двухмерными декорациями лишены человеческих свойств и сложности. Ими правит невежество и суеверие, что даёт право думать о карикатурности в угоду пресловутой экзотике для зрителя с Большой Земли. Как одноразовый гротеск в стиле магического реализма про человеческую природу и юродство во благо это может сработать, но для национальной составляющей оказалось недостаточно реальности. Но тут уже разберутся самостоятельно — в самодостаточной индустрии.
16+ «Пугало» (2020): в прокате с 25 февраля.