Фильм «Искупление» (2018) снят в Парагвае режиссёром Эрибом Годоем (Hérib Godoy). Попробуем в нём разобраться.

Хосе Вильяльба (Хуан Карлос Нотари, Juan Carlos Notari) — пожилой домовладелец и ветеран Чакской войны (война между Парагваем и Боливией в 1932 — 1935 годах). Он болен туберкулёзом, и жить ему осталось совсем немного, хотя и держится он очень бодро. К Хосе приходит молодая девушка Марлен (Лали Гонсалес, Lali Gonzalez), внучка его боевого товарища Диаса. В 74-ом году дед сказал, что поедет навестить своих сослуживцев, и больше не вернулся. Так Хосе и Марлен вместе отправляются в путешествие по Парагваю — навестить тех, кто служил в отряде с Хосе и Диасом (Сержио Кардозо, Sergio Cardozo), в надежде узнать что-то о судьбе последнего.

Фильм «Искупление» — это фильм не того жанра, о котором вы подумаете, когда прочитаете синопсис.

Прежде всего, это не роуд-муви. Путешествие здесь условно и не является значимым образом или метафорой. С тем же успехом все сослуживцы могли бы жить в одном городе — и ничего бы не изменилось.

Это и не военный фильм. На протяжении всего экранного времени мы видим два временных среза: наши дни (начало 90-х), где Хосе и Марлен путешествуют, и 1933 год, в котором Хосе попадает в отряд к сержанту Ортису (Анибал Ортис, Aníbal Ortiz), знакомится с войной и своими будущими друзьями. Помните «Они сражались за Родину»? Вот примерно такие же воспоминания Хосе предстают перед нами: разговоры о жизни, шутки, перекуры. Это не война, это жизнь во время войны.

Разговоры из воспоминаний Хосе очень важны. Только представьте себе, что война в этом отряде столкнула: буржуя (молодой Хосе Вильяльба, которого играет Хосе Барриос (José Barrios), — сын богатого генерала), коммуниста (Диас — практически Че Гевара) и католика (молитвы сержанта Ортиса уберегут от смерти весь отряд).

Ортис научит Хосе верить в Бога, а Диас, уже после своей смерти, через внучку, убедит Хосе в правдивости идей коммунизма.

И тем не менее, «Искупление» — это не фильм про религию или коммунизм.

Искупление, как кино, так и само по себе, — это о том, что в настоящем надо осознать своё прошлое ради светлого будущего.

Что именно искупает Хосе, от чего он освобождается? Какую тайну хранит эта компания боевых товарищей? Что случилось с Диасом?

«Искупление» с точки зрения режиссёрской постановки не предлагает нам чего-то нового, особенного и запоминающегося, но выдерживает непростую планку, заданную сценарием, к тому же демонстрирует достойную игру актёров.

Кино о драматических событиях в прошлом и личной драме в настоящем, дружбе, всеобщем равенстве и, как ни крути, о коммунизме в лучшем его проявлении предлагает нам парагвайский кинематограф и режиссёр Эриб Годой. Будет почти не страшно и больно, но с излечением.


Фестиваль ибероамериканского кино
Больше информации о I Фестивале ибероамериканского кино — на официальном сайте