Автор, с энтузиазмом взявшись за обзор золотопальмового фильма «Паразиты» (2019), попала в довольно затруднительное положение. С одной стороны, на предпремьерном показе фильма было показано обращение режиссёра Пона Джун Хо, в котором он просил тех, кто посмотрел фильм, ни-че-го о нём не рассказывать тем, кто ещё не смотрел, чтобы они в полной мере насладились неожиданностью сюжетных поворотов. А с другой стороны, фильм получился настолько прозрачным, логичным и очевидным по авторскому высказыванию, что автор убеждена: зрителю не нужен киновед, который будет фильм расшифровывать.
Экспозиция и завязка схематично (мы же уважаем просьбы Пона Джун Хо) выглядит так: главный герой фильма — очень бедная южнокорейская семья. Очень бедная. А в Южной Корее безработица. И вот им внезапно повезло: сыну (Чхве У-щик) удаётся устроиться на работу репетитором в богатую семью. Путём хитрых и небезобидных обманов все члены бедной семьи начинают работать в богатом доме. А дальше события начнут развиваться совершенно для вас неожиданно.
Но если вы подумали, что на экране начнёт происходить артхаусный бред, — нет, ничего подобного, непредсказуемость сюжетного хода в этом фильме подчинена логической взаимосвязи вещей и событий, и всё вместе является если и не отображением реальности, то уж точной сатирой на реальность, причём не южнокорейскую, а капиталистическую. Не ожидали, а? Да-да, этот фильм мог бы быть снят в коммунистической Северной Корее, если бы там была свобода художественной мысли.
Итак, чтобы вы поняли, на какой фильм я призываю вас сходить (а я именно это и делаю, призываю!), обозначим несколько важных характеристик фильма «Паразиты». «Паразиты» — жанровое кино. Это драма в жанровой оболочке чёрной комедии и триллера. Поэтому зритель фильма будет много смеяться над довольно страшными (социально и по-человечески) обстоятельствами и перипетиями, и по законам триллера находиться всё это время в напряжении, да и без кровавых сцен не обойдётся. Это очень универсальное кино. Хотя в нём наверняка есть какие-то чисто национальные нюансы, фильм, в основном, лишён какого-то южнокорейского колорита, менталитета, кода.
Было время, когда я ходила на лекции по истории южнокорейского кино. На лекциях прекрасный специалист Владимир Захаров рассказал нам (я, между прочим, за эти лекции платила, а вам сейчас расскажу бесплатно, потому что MAD TOSBY любит своих читателей), что одним из основополагающих понятий южнокорейской культуры является некое чувство, по близости больше всего подходящее русской тоске, наполненное яркой, острой, но молчаливой болью, чувство переживания и перетерпевания этой боли. Так вот, в фильме нет этой всепронизывающей тоски, зашитой в культурный корейский код, и даже откровенного хорроровского насилия очень мало. Поэтому если вы думаете, что южнокорейское или даже просто азиатское кино — это не ваше, то к «Паразитам» это не относится: это вполне себе понятное, почти европейское кино.
Я не буду вам объяснять, что происходит в фильме, вы сами всё поймёте. Сами поймёте, что это фильм о социальной системе, из которой невозможно вырваться. Вас не будут мучить незаконченные или непонятные сюжетные линии, нераскрытые тайны, двойственные трактовки. Нет, вам всё покажут и расскажут, драматургия будет поддерживать режиссёра, а режиссёр драматургию, потому что (смотри выше) «Паразиты» — жанровое кино, которое знает, что жанр жестоко наказывает за нарушение собственных законов.
Вам обязательно понравится то, что будет происходить на экране: увлекательный сюжет и тонкая, в совершенстве продуманная режиссура. «Паразиты» — способ отлично провести выходной или вечер. Запомнится ли этот фильм надолго, заставит ли задуматься, перевернёт ли сознание? Наверное, всё зависит от сознания. В прошлом году, когда на экраны вышел «Пылающий» (2018), я долго находилась под впечатлением от этого фильма, да и до сих пор нахожусь. Про «Паразитов» я забыла на следующий же после просмотра день и не вспоминала, что я вообще его посмотрела, до тех пор, пока не пришло время писать эту рецензию. Фильм вроде бы отличается от всего, что обычно выходит на российский экран (и именно поэтому вам точно надо его посмотреть, чтобы почувствовать эту свежесть впечатлений), но при этом во время просмотра меня постоянно преследовало ощущение, что я где-то это уже видела. И несмотря на явную режиссёрскую творческую свободу, фильм настолько социальный, что практически лишён философии (практически! немного всё-таки есть). Я очень хотела избежать этого вопроса, но всё же не смогла: почему именно Пон Джун Хо получил золото Канн, а не Альмодовар?
Вы сейчас подумали, что мой обзор ничего вам толком не рассказал? Поверьте, во всём виноват запрет Пон Джун-хо — очень сложно как-то анализировать структуру и мысль этого фильма, они сильно завязаны на сюжет. Но если вам есть что спросить после просмотра, пишите нам в официальных группах в соцсетях, и команда киноведов MAD TOSBY поспешит на помощь своему читателю!