После непродолжительного кинотеатрального проката вторую, уже цифровую, жизнь получила дебютная игровая картина Матиаса Мальзьё «Русалка в Париже» (2020). В основу сценария была положена одноимённая книжная история, написанная самим режиссёром. До игрового дебюта Мальзьё поработал над анимационной картиной «Механика сердца» (2013) — фэнтези, отчасти напоминающее по стилистике фильмы Тима Бёртона и раскрывающее тему невозможности любви для отдельно взятого индивида. В новом фильме автор поднимает ту же проблему в условиях, максимально приближенных к нашей повседневности, но, к счастью, не лишённых сказочного аспекта.
Гаспар (Николя Дювошель) — талантливый артист, в арсенале которого имеются разбитое сердце и жёлтые ролики. В прошлом у Гаспара было множество романтических привязанностей, но все его отношения складывались не должным образом. Однажды герой находит Лулу (Мэрилин Лима) — раненую русалку, выброшенную Сеной на одну из парижских набережных. Как любая порядочная русалка, Лула способна влюблять в себя каждого встречного мужчину. Всякий, кто услышит её чарующее пение, будет обречён на скорую гибель от всепоглощающего чувства. Тем не менее на Гаспара чары русалки не действуют — за долгие годы у него выработался иммунитет к любви. Искреннее желание помочь девушке вернуться в привычную стихию становится «началом прекрасной дружбы», которой будет суждено перерасти в нечто большее, но уже отнюдь не такое безопасное для обеих жизней.
Да, сюжет в картине не вполне замысловатый, что, однако, не умаляет её достоинств. Очевидно, что автором была сделана ставка на драматургию цвета и на создание камерной волшебной атмосферы, сотканной из бесчисленных живописных деталей. Безусловно, насмотренный зритель вспомнит и сопоставит данный фильм с другими французскими картинами, выполненными в схожем ключе — «Амели» (2001) и «Пена дней» (2013). Свежо ещё придание и триумфальной «Формы воды» (2017) Гильермо дель Торо. Сам же режиссёр вообще проводит для себя параллель с фильмом Джармуша «Выживут только любовники» (2013). И это прекрасно, важно только не увязнуть в сравнениях, а прочувствовать уникальность именно этого произведения.
Мальзьё помогает развитию действия с помощью удивительного саундтрека, собранного из переосмысленной французской классики и современных композиций. Музыка звучит и в кадре, и за его пределами на протяжении всей истории. Работает на картину и удачно подобранный актёрский состав. Харизма повзрослевшего Николя Дювошеля, незаметно на фоне предыдущих юношеских ролей вступившего в свои forties, идеально сочетается с нежной красотой Мэрилин Лима и острохарактерностью испанской актрисы Росси де Пальма. Обстоятельства непреодолимой силы, с которыми сталкиваются герои, сбивают с истории романтическую спесь, не давая ей увязнуть в мелодраматизме. Автор, подобно правилам финского языка, в котором нет будущего времени, подчёркивает, что важно быть в моменте и лучше счастливо прожить короткие два дня, чем безрадостно тянуть лямку в компании своего chat méchant (с фр. «злой кот»). И напоследок нельзя не упомянуть крепкую операторскую работу бельгийского оператора Виржини Сен-Мартен. Камера в меру подвижна и в меру статична, но главное, что она всегда в правильном месте, чтобы в нужный момент подчеркнуть ту или иную эмоцию, выхватить необходимую деталь из множества предметов, погрузиться в водные глубины, когда это важно для драматургического эффекта. «Русалка в Париже» вышла (выплыла?) в подходящее время. На фоне малорадостных событий застывшей реальности многим не хватает красивой сказки с интересными персонажами. Если вы оказались в их числе, то фильм Матиаса Мальзьё — к вашим услугам!
«Русалка в Париже» (2020): в онлайн-кинотеатрах с 28 августа.