Скучаешь ли ты по прошлому? Вспоминаешь длинными ночами о моментах, которые дарили тебе ощущение крыльев за спиной? Чувство ностальгии, вероятно, так или иначе знакомо каждому, поэтому обстоятельства, в которых оказывается главный герой фильма «Прекрасная эпоха» (2019), принудят и тебя порефлексировать о многих вещах. Виктор (Даниэль Отой) — по своей природе убеждённый ретроград. Ему чужды достижения научного прогресса, потому что он привык писать ручкой, общаться с людьми без гаджетов, а подсказывающий дорогу навигатор доводит его до белого каления. В отличие от супруга, Марианна (Фанни Ардан) просто обожает всё новое, она живёт в русле современности, так как прогресс кажется ей прерогативой молодости, за которой она отчаянно пытается угнаться. На данном этапе своей жизни супруги находятся у границ противоположных полюсов, поэтому неудивительно, что однажды судьба устраивает их отношениям решающую проверку на прочность. Сын Виктора и Марианны — Максим (Микаэль Коэн) — дарит отцу изумительный подарок: возможность воспользоваться услугами агентства, специализирующегося на детально точном воссоздании эпох прошлого в павильонах, подобных тем, что использует мир кинематографа. Виктор расценивает преподношение как очередной подвох нового мира, ведь в спектр его желаний отнюдь не входит возможность поужинать с актёром, играющим Хемингуэя, или насладиться обществом псвевдо-Марии-Антуанетты. Стоит отметить, что Даниэль Отой прекрасно отыгрывает образ брюзжащего стареющего мужчины с острым чувством юмора. Юмор — вообще неотъемлемая часть этой картины, прекрасно украшающая все сюжетные перипетии. Режиссёр и сценарист Николя Бедос — можно сказать, ещё дебютант в этом ремесле, за плечами которого всего один фильм — «Он и Она» (2017), не боится порой балансировать или даже переступать границу «приличий», наделяя визуальный ряд или диалоги персонажей отличными шутками.
Тем не менее после ссоры с супругой Виктор решает всё-таки воспользоваться своим подарком и просит реконструировать для него один памятный день — 16 мая 1974 года — день знакомства с его женой Марианной, образ которой в молодости воплотила Марго (Дория Тилье) в кафе с тем самым названием — «Прекрасная эпоха». Виктор отнюдь не понимает, что этим действием он открывает ящик Пандоры, который проверит на прочность всё мировосприятие персонажа. Нельзя не отдать здесь дань уважения художникам картины, которые потрудились над воссозданием на экране семидесятых и других времён в том числе. По сути, с Виктором мы попадаем в фильм в фильме, иногда не понимая, где реальность переплетается с вымыслом. Скепсис героя рассыпается в распахнувшейся перед ним ностальгической ловушке, которая опьяняет его подобно наркотику, вызывая привыкание. Всем этим спектаклем дирижирует Антуан — персонаж Гийома Кане (давний знакомый Виктора), который параллельно переживает свою драму с той самой девушкой, которая играет молодую Марианну. Судьбы всех задействованных персонажей сплетаются воедино, нагнетая обстановку. Если бы мы в этот момент смотрели не французский фильм, а фильм какого-нибудь другого государства, то драматические перипетии могли бы достичь и трагедийных масштабов с пылающими от ревности и гнева героями, жаждущими расправы друг над другом, но Николя Бедос остаётся верен традициям кинематографа своей страны и сводит все ниточки воедино, не погружая зрителей в состояние душевного раздрая. Однако не стоит думать, что комедийность принижает достоинства этой картины, всё как раз наоборот. Автору удаётся нащупать правильный баланс, который выводит фильм из разряда тривиальных картин на уровень искусства. Сюжет, визуальная составляющая, актёры, включая второстепенных, гармонично сочетаясь, создают ту невероятную атмосферу, благодаря которой многие любят французское кино. Возможно, вам будет важно знать, что фильм был представлен во внеконкурсной программе 72-го Каннского кинофестиваля. С одной стороны, это уже говорит о его качестве, с другой — демонстрирует, что фильм не дотягивает до основного конкурса, ведь он не поднимает остросоциальные или глобальные проблемы, в нём нет однополой любви или феминистической предпосылки, а вступительную сцену многие вообще посчитают расистской. Впрочем, в нашем мире, помешанном на толерантности (российское общество сейчас не имеется в виду), снимать такие «простые» фильмы — это уже своего рода дерзость, и тем ценнее эта картина может стать для многих зрителей.