«Дед, привет!» (2018) — экранизация бестеллера Туомаса Кюрё и своеобразный сиквел комедии «Ворчун» (2014), рассказывающей о собирательном образе поселившегося вдали от цивилизации пожилого «отрицателя благ», который оказывается в городе. И хотя команда и актёры у проектов разные, персонаж остаётся верен себе.
В деревенской глуши умирает жена пожилого аскета Мьеле (Хейкки Киннунен), долгое время прожившего вдали от своих сыновей. На похороны приезжают члены семьи: братья Пекка (Яни Воланен) и Хессу (Иикка Форсс). Первый давно живёт в Брюсселе и потому с присущим континентальным столичным снобизмом относится к родине — деревенской Финляндии. Второй более спокоен и всё время пытается мирить отца и брата во время их склок. У дедушки действительно непростой характер — он канонично неполиткорректен: собирающих ягоды на сезонных работах азиатов называет «маленькими, но добрыми людьми», отрицает социальные сети и Интернет и, как порядочный представитель старшего поколения, считает, что только многолетний труд заслуживает внимания. Приезжающие родственники для него — очередная неудобная мука, и при виде них словно по инерции зажигается искра старых пожаров непонимания. Если Хессу делает ставку на возраст, то Пекка пытается доказать отцу, что тот не прав, и утвердиться в его глазах. История могла бы закончится ещё на поминках, если бы Пекка не взял в Финляндию свою дочь Софию (Сату Тулли Карху) и жену Катри (Элина Книхтиля). София закончила школу и готова поступить в Принстон, а помимо похорон у неё запланировано также посещение хельсинкского бизнес-форума, однако у судьбы есть другие планы, и волею случая София скрывается у деда на хуторе, где на много километров вокруг живёт только прислушивающийся ко всему сосед Колехмайнен (часто снимавшийся у Каурисмяки Сулеви Пелтола).
«Дед, привет!» мог бы стать образцовой сельской мелодрамой, однако за сентиментальностью саундтрека и картинки скрывается оголённый провод столкновения нескольких социальных срезов, на которые нанизывается основная канва конфликтов. Пекка — собирательный образ «уставшего финна». Это успешный человек, индивидуалист, у которого строгие правила «социализма с человеческим лицом» вызывают раздражение. Обязанность платить прогрессивный налог обременяет его, необходимость быть членом крепкого общества лишь разгоняет желание ставить себя выше. «В Финляндии не принято быть политкорректным», — говорит Пекка, пускаясь в споры с отцом. Хессу — спокойный городской житель, наполненный своими делами и желающий загладить конфликты. Ну и, конечно, София — представитель космополитичной молодежи, с детства росшая в Брюсселе, в котором говорят на ста двадцати языках, ведь это самый интернациональный город Европы наряду с Амстердамом. София рано познаёт секс, получает водительское удостоверение и совершенно не гнушается целоваться с чёрными ребятами. Именно этот многогранный корабль находит свою гавань в тихой лесной обители, где единственные иностранцы — всё те же азиаты-бенгальцы, окруживщие деда своей любовью. Старческая прагматичность и ворчливость соприкасаются с искренностью молодости — ритм жизни Софии теперь должен замедлиться, чтобы понимание вещей стало более ясным, а к дедушке должно вернуться чувство любви, которую он испытывал когда-то к детям и их матери.
Обрамляет эту личную историю неспешная зарисовка провинциальной жизни бывшего элитного дачного кластера российской империи — финны не устают над этим смеяться. Твой знакомый врач, который вежливо здоровается с тобой в магазине, может в любой момент заявить на тебя в полицию за незначительное нарушение. В ресторане могут попросить не смеяться громко — ибо «люди едят». А страшно сердящийся на Пекку Мьелле не сможет сдержаться, чтобы не отпустить толику чёрного юмора в темах, когда политкорректная Европа старается молчать. Финны остаются честными с собой, изображая разговоры, ситуационный юмор и характер старшего поколения.
Это кино в первую очередь о любви и движении, которое есть жизнь. Соприкосновение с иной судьбой, попытка понять её дают толчок неожиданным поступкам — у нас самих. Интересным решением режиссёра Тийны Люми становится соединение динамичности и складности повествования с неторопливостью действия. Пожилой человек Мьеле — центральная фигура, и происходящее будто воспроизводит осознание ситуаций сварливым, но мудрым и рабочим человеком, который смотрит на всё с практической точки зрения, а также неплохо передаёт эту ценность другим.
«Дед, привет!» (2018): в онлайн-кинотеатрах с 18 агуста.