«Последний богатырь» (2017), второй фильм, созданный студией Disney в России после «Книги мастеров» (2009), стал кассовым феноменом своего времени. Идея картины диснеевского бренда и размаха с сюжетом прямиком из русского фольклора в целом не имела аналогов, а потому должна была выстрелить хотя бы своей новизной. Новизна случилась, но «Книга мастеров» вышла неоднозначной и явилась прокатным комом, и на достаточно долгое время студия отложила наполеоновские планы по созданию русско-диснеевского кинематографа. Вторая попытка, представленная свету через почти десятилетие, ожидания большинства зрителей и критиков оправдала: в прокате нас встретила по-настоящему неплохая отечественная картина со свежей и приятной глазу и уху историей и американским качеством подачи. Колоссальный успех картины, собравшей в общей сложности более 1,5 млрд рублей, дал создателям возможность задуматься о продолжении киноэпопеи. Его же, результат трёхлетней работы, и встречаем.
В Белогорье наступили славные времена: Добрыня Никитич (Евгений Дятлов) повержен, его жена Варвара (Екатерина Вилкова) исчезла без следа, более не каменный Илья Муромец (Юрий Цурило) справедливо правит миром, а его сын Иван (Виктор Хориняк) с помощью Меча-кладенца мотается в Москву за капучино и перетаскивает половину своей столичной квартиры в белогорскую избу, где живёт вместе с невестой Василисой (Мила Сивацкая). На Василису, правда, то и дело засматривается богатырь Финист (Кирилл Зайцев), в отличие от Ивана являющийся богатырём не только по крови, но и силе и духу, и Иван напрягается, но держит ухо востро. И всё вроде бы неплохо, кроме страданий героя по отсутствующей у него богатырской силушке, но во время Богатырских игр на землю в прямом смысле опускается напасть — откуда не ждали герои, но ждали зрители первой части: в образе приодевшейся домработницы Ивана Галины (Елена Валюшкина), которая вместе с Варварой хочет ни много ни мало всех уничтожить. За спиной свирепого дуэта — маг Роголеб, впитавший в свою древесную сущность всё зло Белогорья. Старая добрая шайка-лейка — Иван, Василиса, Баба-яга (Елена Яковлева) и Водяной (Сергей Бурунов) — вновь собирается вместе, чтобы отправиться в необходимое для спасения волшебного края путешествие, на сей раз прихватывая с собой охочего до подвигов Финиста и разухабистую «летающую башку» Колобка (Гарик Харламов).
«Последний богатырь: Корень зла» (2020) продолжает по-диснеевски пересматривать привычные для зрителя сюжеты о доброй и злой сущностях героев, разница между которыми всегда слишком призрачна, чтобы быть оцененной однозначно. Галя, которая теперь вовсе никакая не Галя, а настоящее зло на крыльях, как и Варвара, имеет свои причины поступать так, как ей кажется правильным — и так же, как определённые причины имеет маг, руководящий процессом подчинения себе белогорского мира. История постепенно подгружается теми деталями, которых не хватило в первой части, и дополняется новыми для создания комплексной картинки. Иван всё такой же хитрец-читер и беззлобный болван, но теперь из-за развития отношений с отцом, невыгодного сравнения с находящимся рядом Финистом и личностных переживаний его образ становится более человеческим и близким зрителю. Главным вопросом картины ставится сама возможность Ивана быть богатырём не по праву родства, а по праву своих действий, которые, как мы помним, никогда его особо не красили. Добродушный балагур с трусливой душонкой и без богатырской силы не может найти своего места в сказочном Белогорье, где у каждого есть своя волшебная функция, и этот личностный слом человека, потерявшего старую идентичность, но не нашедшего новую, заставляет симпатизировать ему намного охотнее, чем ранее.
Вторая картина в целом получилась намного более продуманной, грамотной и зрелищной — в сравнении с первым фильмом становится видно, насколько успешно стартовала франшиза. Если первая картина с учётом своего времени смотрится ярко и свежо, но имеет определённые огрехи в подаче материала, то вторая уже семимильными шагами приближается к хорошему диснеевскому кинематографу нового времени. Самое, пожалуй, главное, что стоит здесь отметить — это то, что картина пропитана именно духом современного Диснея, что в сочетании с русскими компонентами даёт, конечно, удивительный эффект присутствия в двух местах одновременно. Самих героев неизбежно стало больше, добавились необходимые для роста персонажей сюжетные конфликты, была сделана большая ставка на размах и качество компьютерной графики и географический охват — фильм снимался все четыре сезона в Подмосковье, Карелии, Пермском крае и местах рядом с Сочи (чего стоят одни только потрясающие кадры путешествия на рыбе, которая кит). Отдельным весёлым бонусом смотрятся брендовые вставки на Иване типа носков с Микки Маусом и шлёпок Marvel. На выходе получился очень по-американски добротно сделанный фильм, начинённый хорошими русскими ингредиентами в виде близкого отечественному зрителю фольклора, нестыдной актёрской игры и узнаваемых родных видов. Такой la salade russe, но в привычном голливудском стиле: больше качественной драмы, больше хорошего юмора, больше зрелищности и ожидаемый клиффхэнгер в конце. Ну а из минусов — рискнём сказать, что они слишком несущественны, чтобы стать видимыми при столь очевидных плюсах.
6+ «Последний богатырь: Корень зла» (2020): в прокате с 1 января.