Режиссёр Питер Каттанео сделал попытку снять воодушевляющее кино о войне с точки зрения тех, кто ждёт в тылу, а именно — любящих женщин, чьих мужчин профессиональный долг из раза в раз отправляет в горячие точки с хронической опасностью не вернуться. История основана на реальных событиях; её героини — жёны военных, над чьими судьбами в течение супружеской жизни не раз нависал дамоклов меч и чья психика под давлением перманентного чувства страха порой не выдерживает.
В фильме «Почти знамениты» (2019) ужас войны показывается не в красочных кровавых декорациях с полей сражений, а через фоновое напряжение вздрагивающих от каждого телефонного звонка и замирающих от каждого стука в дверь героинь. Их желание храбриться немногим отличается от отчаяния. Жизнь вроде бы идёт своим чередом, но не для тех, кто постоянно ждёт вестей — лучше хороших.
Дружеский кофе-брейк и расслабляющие вечеринки с алкоголем позволяют томящимся на военной базе жёнам военнослужащих, отбывших в Афганистан, немного «спустить пар». Но амбициозная супруга полковника Кейт (Кристин Скотт Томас) решает направить коллективное самоедство в конструктивное русло, предлагая не пить, а петь. Имея в народе славу «бессердечной суки», в своём намерении создать хор ей приходится заручиться поддержкой Лизы (Шэрон Хорган) — авторитета женского товарищества и не менее амбициозной мадам. За лидерским противостоянием этих харизматичных главных героинь интересно наблюдать. На тонкостях их взаимоотношений, развивающихся от неприязни до дружеского сотрудничества, держится весь драматургический конфликт. Сдержанная и бескомпромиссная Кейт, эмоциональная Лиза воплощают две разных, но неотъемлемых части женской натуры, демонстрирующие возможности мобилизации сил не такого уж слабого пола. Совместными усилиями им удаётся сплотить тоскующих жён в хор — через сопротивление, заниженную самооценку и фальшивые ноты хористок.
Фильм балансирует на грани комедии, драмы и мюзикла. Признаки жанров определяются очень размыто, поэтому на выходе получилось нечто среднее и безвкусное. Фильм выдался по-военному сдержанным. Внутренний надлом героинь, который должен присутствовать по логике сюжета, сглаживается внешним комедийным флёром и музыкальными номерами, постоянно отводящими фокус внимания в сторону. Неясной остаётся основополагающая мотивация создателей ленты. Что определяет лейтмотив: то ли тщеславные потуги соперничающих друг с другом двух дирижёров (Лизы и Кейт) сделать хоть что-то значительное, пока мужья на войне; то ли акцент на драме женщин, коротающих свои дни в закрытых военных городках и в одиночку воспитывающих детей? Среди большинства пресных сцен эмоциональное столкновение Хорган и Скотт Томас оживляющим эликсиром разбавляет повествование и выводит их актёрскую игру на новый уровень; не менее яркой кажется и финальная сцена в лондонском Альберт-Холле, где разномастные жёны военных проникновенно поют, выражая своё унитарное желание — быть услышанными и замеченными в собственном, пусть не столь героическом, но тоже подвиге.
Это кино могло бы не оставить зрителя равнодушным, если бы сами создатели не были так равнодушны к своим героям. А пока «Почти знамениты» не попадают в нашу копилку «отличных фильмов», но, возможно, попадут в вашу.