«12 ребят, которые хотят умереть» (2019) реж. Юкихико Цуцуми



Камерный фильм по-японски переделывает (осмысленно или нет) классический сюжет о собравшихся в одном пространстве незнакомых друг с другом людях с определённой целью. Классика американского кино «12 разгневанных мужчин» (1957), говорящая о всех тонкостях судебной системы США, превращается в психологический триллер о японском миросозерцании. 12 молодых ребят собрались в заброшенной больнице, чтобы совершить коллективное самоубийство. У всех разный социальный статус, разные обстоятельства жизни, но воля к смерти становится для них объединяющей. Собравшись вместе, в помещении они обнаруживают тринадцатого (незапланированного) участника собрания — труп молодого человека без обуви, но в одежде, укрытый одеялом на койке. Любая неточность в деянии может обернуться для ребят незапланированными последствиями. В записках уже указана точная цифра участников, да и убийство среди самоубийства воспримется странно. Начинается расследование произошедшей круто завёрнутой истории, в основе которой факт всеобщего обмана друг друга.

Оригинальный сценарий по одноимённому роману То Убуката тонко продуман до мелочей, а перегруз случайностями обеспечил тонкую иронию судьбы над горе-самоубийцами, хотя юмора здесь не так много. Местами действие проваливается в нелепостях вроде однобокой игры актёров и странных диалогах вроде: «Смотри! Это кроссовок!» — «Да, точно». Несмотря на это, тайнами фильма можно насладиться, пока к финалу не появится банальное объяснение всей ситуации с клубом самоубийц. Зато получилось по-японски жизнеутверждающе.

Повторный показ в Москве: КАРО 7 Атриум 17 декабря в 19:30.

«Переезд по-самурайски» (2019) реж. Иссин Инудо



Режиссёр фильма Иссин Инудо признался, что обожает исторические японские фильмы, которые он смотрел ещё в детстве. Сегодня исторических фильмов снимается гораздо меньше, и Инудо решил вернуть к жанру интерес.

«Переезд по-самурайски», названный комедией, оставляет всё комическое на втором плане. В центре история взросления библиотекаря Харуносукэ Катагири (Гэн Хосино) по прозвищу «Улитка» из-за своей чрезмерной увлечённости профессией. В уютную жизнь среди книг врывается навязанная властью обязанность подготовки большого переезда клана Мацудайра на другой остров. Переезд, заявленный как глупая шутка вокруг нетрадиционной ориентации главы клана Наонори Мацудайра (Мицухиро Оикава), превращается в жестокое испытание для молодого человека и ещё пары тысяч людей. Используя все накопленные знания предков, под страхом казни «Улитка» мобилизует народ к избавлению от лишнего имущества, физической подготовке и смене профессии для шестисот уволенных самураев.

Вознаграждением для библиотекаря станет романтическая любовь в лице дочери бывшего организатора переездов (Мицуки Такахата), уважение всех членов клана, а главное — обретение себя и собственной силы через трудности. Забавное и жестокое плавно перекликается в этом фильме, рассказывая о многих особенностях исторического развития страны.

Повторный показ в Москве: КАРО 11 Октябрь 22 декабря в 18:00.

«Сегодня снова издевательский бэнто» (2019) реж. Рэмпэй Цукамото



Фильм о взаимоотношениях матери и дочери, основанный на реальных событиях, стал самым трогательным событием этого фестиваля. Наверное, поплакать на этом фильме действительно будет не стыдно.

Бэнто — это японское название контейнера для переноски обедов. А в этом фильме бэнто ещё становится и средством коммуникации. Одинокая мать Каори (Рёко Синохара) никак не может выйти на диалог с дочерью-подростком Футаба (Кёко Ёсинэ). Когда-то, когда дочь была маленькой, семья мечтала открыть собственный ресторан и работать в нём вместе. Но с тех пор многое изменилось. Футаба переходит в старшую школу, где ей предстоит учиться ближайшие три года. Отчаявшаяся Каори, обладающая кулинарным талантом, начинает каждую ночь готовить для дочери целое послание на обед, как это традиционно делают детям в детский сад. Раздражающие послания становятся новостью на каждом обеденном перерыве в школе, под влиянием некоторых из них — вроде заявления о мытье посуды — Футаба меняет свои привычки. Каори решает вести подробный блог, выкладывая изображения и рецепты своих обедов и завоёвывая популярность в определённой среде.

Есть в фильме и вторая аналогичная линия взаимоотношений одинокого отца с сыном. По рецептам Каори отец пытается готовить красивые обеды сыну в детский сад. На этом пересечение линий двух одиночек заканчивается, отчего «мужская» линия провисает. К финалу запредельное количество трогательных прощаний (личных и в виде писем) спекулятивно выбивает последние слёзы из зрителей. Но этот ход будет действительно оправдан, если зрители после сеанса лишний раз вспомнят о близких. В фильме показана очень интересная попытка материально выразить нематериальную любовь мамы к дочери. Конечно, точно это сделать невозможно, но возможно увидеть ощутимый результат этой любви и его грустные последствия.

Показ в Санкт-Петербурге: Родина 17 декабря в 19:00.

«Банан посреди ночи: правдивая история» (2018) реж. Тэцу Маэда



Ещё один фильм о реальных событиях, оказавшийся сегодня очень актуальным. Ясуаки Сикано (Ё Оидзуми) — удивительный человек с диагнозом «мышечная дистрофия», которому не были чужды все вкусы жизни при невозможности двигаться. Когда-то в детстве ему сказали, что при правильном уходе он проживёт максимум до двадцати лет. Специально покинув больницу и окружив себя толпой волонтёров, Сикано прожил более сорока лет.

Два главных героя фильма, кроме Сикано, — парочка влюблённых волонтёров Хисаши (Харума Миура) и Мисаки (Мицуки Такахата). Формально образуется любовный треугольник, главным углом которого стала мечтающая о профессии учителя девушка Мисаки. На контрасте работают образы Сикано и молодого студента-медика Хисаши, не имеющего никаких проблем со здоровьем, но постепенно отчаивающегося по жизни. Неудивительно, что Мисаки отдала предпочтение жизнелюбивому Сикано, которого сначала очень невзлюбила за эксцентричное и грубое поведение.

Эгоист и хам Сикано постепенно за два часа фильма оказывается самым живым и искренним героем. Почему он ведёт себя так развязно с волонтёрами, лишний раз не говоря им «спасибо»? Потому что он хочет всеми силами быть наравне со здоровыми людьми. Здоровые люди же не говорят ногам «спасибо» за то, что они несут их куда-то, а рот не благодарит за прожёванную пищу. А почему волонтёры должны терпеть такое поведение? Потому что люди с подобными и аналогичными диагнозами — тоже часть этого мира, и эти трудности тоже надо преодолевать. Сам Сикано на одном из симпозиумов высказывает очень точную мысль: мы должны сделать жизнь людей с ограниченными возможностями легче для того, чтобы сделать легче её всем. Меньше трудозатрат волонтёров будет тогда, когда будет меньше поводов для помощи больным со стороны волонтёров. Даже тут выглядывает типичное японское принятие трудностей как испытания.

Показ в Санкт-Петербурге: Родина 16 декабря в 19:00.

А о самом удивительном фильме кинофестиваля «Мы – маленькие зомби» (2019), который 20 декабря можно будет ещё раз увидеть в Москве, читайте в отдельной рецензии здесь

Би­ле­ты на ки­но­фес­ти­валь мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те CoolConnections.

Изображения: CoolConnections