Прекрасный в своей одержимости Адам Драйвер летит куда-то, бросая сложные взгляды на нечто смутно-зелёное и треугольное. На этом, впрочем, затравку по заключительной части саги о Скайуокерах придётся тут же и завернуть, потому как уже в одной из следующих сцен сценаристы фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» (2019) Джей Джей Абрамс и Крис Террио обрушат на скептически настроенного зрителя несколько столь же внезапных, сколь и пробуждающий пинок доброго товарища, сюжетных тумаков.
Фильм, позиционирующийся последним в истории Скайуокеров, но не последним в истории вселенной «Звёздных войн» (1977, …, н.в.), подводит логическое завершение космическим злоключениям, длящимся уже более сорока лет. Тем не менее, фанаты уровня «тру» находятся в стадии перманентного возмущения ещё с 2012 года — именно тогда основанная создателем сюжетной сетки Джорджем Лукасом компания Lucasfilm была приобретена The Walt Disney Company, что, по мнению многих, вбило первый гвоздь в крышку каноничного гроба известного детища. Несмотря на то что первая часть новой трилогии «Звёздные войны: Пробуждение силы» (2015), представившая совершенно новых героев — Рей (Дейзи Ридли), Кайло Рена (Адам Драйвер), Финна (Джон Бойега), По Дэмерона (Оскар Айзек) и прочих, — была в целом неплохо принята и критиками, и зрителями, со второй частью — «Звёздные войны: Последние джедаи» (2017) — возникли достаточно забавные проблемы. Создал их небезызвестный Райан Джонсон («Во все тяжкие» (2008 – 2013), «Петля времени» (2012), «Достать ножи» (2019)), который отнёсся к наследию настолько неуважительно, насколько это возможно, когда ощущаешь себя гениальным новатором и плюёшь на всё когда-либо тебя окружавшее. Результаты были удивительно бинарными: 91% свежести фильма по версии критиков против 43% удовлетворённости аудитории, к критикам отношения не имеющей. После долгих мыканий и попыток найти того, кто сможет завершить историю максимально корректно, собрав воедино так бесцеремонно разорванную ткань сюжета, был выбран Джей Джей Абрамс, который и сделал первый в новой трилогии фильм, встреченный более чем неплохо. Выбор в этой ситуации казавшийся, наверное, самым логичным и оптимальным, чтобы угодить максимуму из ожидавших картину зрителей — и старым фанатам, и новым, созданным трилогией сиквелов.
И выбор себя оправдал: Абрамс может и не стать кумиром-спасителем, но у него точно получилось утрясти вселенную в компактную шкатулку, предварительно очистив её от зрительских страданий. Фильм, однако, всё же вряд ли заставит восторгаться фанатов классики. Периодически будет возникать ощущение, что он паразитирует на осколках недобитого прошлого, периодически будет казаться, что нарочитой простотой и обыденностью рассказа стремится приблизиться к наивному в своём повествовании оригиналу. Но фанаты классической трилогии вряд ли вообще пойдут на эту картину, окончательно раздавленные «Последними джедаями», и потому не очень-то и нуждаются в развёрнутом объяснении, с какой стати им стоит давать этому фильму шанс. А шанс дать всё-таки стоит.
Картина, несмотря на окружившую её с самого начала предосудительность, — совершенно не провал. Это последовательная, терпеливо разгоняющая сюжетный посыл и достаточно добротно склеенная история о противостоянии добра и зла, и противостояние здесь — прикрытие для размытости границ оных. В лице главных героев добро и зло становятся эфемерными, волнующе призрачными; зло приобретает манящие черты, а добро отталкивает необходимостью следования плоским ориентирам. Но добро и зло — это никогда не полюсы, добро и зло — это выбор, который каждую секунду вынужден делать персонаж, будь он джедай или ситх. Что было раньше — кровь или социум? Насколько ты в состоянии стать другим, зная, что ты не тот, кем считал себя ранее? Тёмная сторона может и бурлить в твоей крови, но кровь — ничто по сравнению с беспрерывной работой над собой и своими идеалами. Женщина ты или мужчина, сфера твоей деятельности, имя своего рода — всё это неважно, потому как решать, кем ты являешься, только тебе. Получит в фильме единственно логичное разрешение и вражеская завязка двух главных героев, которые никак не могут принять друг друга. В картине вообще много хороших ответов на хорошие вопросы, щедро приправленных соусом из правильно скомпанованных тенденций, надо только постараться их увидеть.
Но, конечно, у фильма есть и недостатки. Например, могут смутить простой, написанный будто по книге лучших советов Капитана Очевидность сюжет с удивительно предсказуемой цепочкой мини-развязок или закольцованное в повторении начально-конечных реплик действие, тщательно разжёванное до состояния яблочного пюре из детского питания. Могут расстроить порой деревянная, а порой чрезмерно экспрессивная актёрская игра (в которой исключительно отлично живётся только Драйверу), а ещё настолько незаметные тени шуток, что осознаёшь наличие юмора лишь спустя секунды после его стремительного исчезновения. Стоит оставить и желание узреть прогретый сложностью своих составляющих продукт, которыми нас радует кинематограф последние годы — «Скайуокер. Восход» явно не из тех фильмов, что будут пытаться впечатлить зрителя абсолютно всем арсеналом возможных на данный момент в киномире границ. Его нужно смотреть в отрыве от всего, что было увидено в кинотеатре последние несколько лет, и этот вакуум будет идеальным спутником правильного зрительского восприятия. Что же точно зрителя не смутит — так это технологии, с помощью которых можно будет окунуться во впечатляющую кинематографическую современность. Смотреть подобное в 2D просто противопоказано.
Заключая, стоит сказать, что фильм своим собирательным впечатлением очень напоминает «Мстителей: Финал» (2019) — очень много фан-сервиса, очень много вышибающих слезу правильных возвращений, много грамотно структурированной патетики и заставляющей трепетать сердце гордости, что переполняет зрителя в связи с самопожертвованием героя на пути его становления. Лучше всего фильм зайдёт тем, кто смотрел только лишь предыдущие два фильма. Но ещё лучше — тем, кто просто проходил мимо. Фильм, что может показаться удивительным, — идеальная картина для начала знакомства со вселенной «Звёздных войн». В ней есть всё для того, чтобы заинтересовать подросшее (ценз – 16+) поколение, подведя заинтригованного зрителя к разнообразию созданного когда-то давно материала. И этот зритель, подогреваемый растущим в геометрической прогрессии удовольствием от просмотра каждой последующей части, будет необычайно благодарен Абрамсу за то, что тот однажды ввёл его в этот мир на ноте претенциозно-восхищённой и несколько наивной иносказательности. И на этой волне свежеиспечённый фанат посмотрит заодно и сериал «Мандалорец» (2019 — н.в.), вдохнувший нечто новое в практически похороненную преданными зрителями вселенную. И вот тогда и пребудет с ним, новосозданным, счастье.