В пространстве фильма «Тренинг личностного роста» (2018), снятого на русском языке по мотивам книги Данияра Сугралинова «Кирпичи 2.0», происходит реальная повседневная жизнь. Сотруднику банка Канату (Дулыга Акмолда) слегка за сорок, он разведён, живёт с пожилой мамой, тайно хочет свою начальницу-стерву, хороший в общем-то человек, но совершенно несчастный. Однажды в банк приезжает важный человек Данияр (Ержан Тусупов), который оказывается другом юности Каната. У Данияра есть власть и деньги, и, вернувшись в родной город, он собирается наслаждаться этим и дальше, заодно довольно высоко продвинув по карьерной лестнице своего друга. Только одна проблема: у Каната пока ещё есть совесть, и когда после загула в сауне с девушками одна из них пропадает, перед Канатом встаёт нравственный выбор: честность или карьера.
Фильм оставляет удивительное впечатление: словно он картина, нарисованная крупными мазками, или пазл, где нет ни одного случайного, лишнего или дополнительного кусочка. Режиссёр очень подробно воссоздаёт быт, повседневность и обыденность среднего класса казахстанского общества, но при этом совсем не собирается растекаться мыслями по философскому древу, рассуждать сразу обо всём, вставлять кинематографические этюды или делать экспериментальные зарисовки. По режиссёрской концепции его можно сравнить с «Дураком» (2014) Юрия Быкова, особенно в сценах, где показаны в как бы человеческом обличье насквозь прогнившие и погрязшие в круговой поруке чиновники.
Фильм снят в холодной приглушённой цветовой гамме, события разворачиваются в феврале, на улице серость, слякоть, холод — такой же беспросветной ощущает свою жизнь и герой фильма. Первый раз мы видим главного героя, не видя его. Он стоит в ванной, спиной к камере, и смотрит в зеркало, но отражения нет, потому что зеркало запотело. Это очень важный момент фильма. У Каната кризис среднего возраста, он не может определить свою личность, в то время как всё казахское общество страдает от потери национальной идентичности, решая, стоит ли переименовывать страну и отмечать День святого Валентина, что и обсуждают бесконечно сотрудники банка в лифте и на обеде.
Когда на тренинге «Секрет лидера» дают домашнее задание написать на бумаге свою мечту, у Каната не находится этой мечты. По радио уверенно говорят, что в Казахстане произошли огромные изменения, и всё — к лучшему, но когда встаёт чёткий вопрос «какие именно?», — ответ тонет в невнятности. Так и Канат: он не может сказать, что не так, что плохо в его жизни, раз он так несчастен. «Большой человек» и друг Данияр уверяет Каната, что Канат — человек счастливый, и сам Данияр ему завидует. Данияр начинает усердно дружить с Канатом: пьёт с ним в дорогих ресторанах по ночам, изливает душу, выдаёт секретную информацию и обещает скорое повышение по службе. И рассказывает о том, как занимается жёстким сексом с очень молодыми девушками. А у Каната дочь почти такого же возраста, и ему это не по душе.
Когда мать Каната уходит из дома в неизвестном направлении, он находит её и отводит к врачу. И врач рассказывает ему, как будет дальше прогрессировать эта болезнь: человек начнёт не узнавать родных и близких и в итоге однажды не узнает своё отражение в зеркале. Эти слова не столько относятся к пожилой матери главного героя, сколько описывают то, что будет происходить дальше. Новый старый друг Данияр дважды спрашивает у Каната, есть ли у него знакомый художник, чтобы нарисовать портрет, потому что Данияр себя в зеркале уже не узнаёт. В финальном эпизоде фильма Канат видит своё отражение, и оно ему нравится, а его бывшая жена с улыбкой говорит: «Совсем другой человек!» Совсем другим человеком Каната делает принятое им решение, совершённый нравственный выбор.
Сценарист и режиссёр Фархат Шарипов обманывает нас дважды. Первый раз — когда наполняет фильм повседневными сценами, имитируя так называемое «медленное кино». На самом деле поэтикой медленного кино «Тренинг личностного роста» не обладает и даже не пытается: ни один эпизод в фильме не даётся просто для того, чтобы изобразить жизнь — всё направлено на поддержание сюжетной линии, каждая сцена, каждое слово в фильме — кирпичик в твёрдой сюжетной стене. И второй раз нас пытаются обмануть, оставляя открытый финал. И это скорее проверка зрителя на внимательность, потому что все ответы в фильме даны достаточно чётко.
Как бы открытыми в финале остаются три сюжетных вопроса: убита ли исчезнувшая девушка, убил ли её Данияр, что выбрал Канат: карьеру или совесть? Все ответы есть, надо только внимательно смотреть. И один из ответов — это начальный эпизод фильма: обратите внимание на то, что там происходит действие, которое вроде бы никак со всем остальным фильмом не связано. А ответ на самый главный вопрос дан режиссёром чисто по-режиссёрски. Помните сцену с отрубившимся электричеством в фильме «Елена» (2011) Андрея Звягинцева? Найдите такую же в фильме «Тренинг личностного роста», и всё станет на свои места. А если кто-то режиссёрским методам не верит, то в поддержку ему есть маленький сценарный штрих: когда Канат забирает мать из больницы и хочет отвезти на кладбище к подруге Ольге, куда она постоянно стремится, мать спрашивает: «А кто такая Ольга?», и это намёк на развитие болезни, которую описывал доктор, однако «болезнь» развивается не только у матери, но и у самого Каната.
И всё же финал у фильма открытый, главная сцена, где герой делает выбор, из фильма исключена, а то, что не сказано открыто, — имеет много возможных трактовок, и вы можете увидеть финал по-другому. И это не случайно. Режиссёр подталкивает зрителя подумать, как бы он поступил. И зритель тоже не знает, как поступить. Потому что в обществе потеряна личность, и никакие тренинги к личностному росту не ведут. Хотя каждому даётся шанс сделать выбор и остаться приличным человеком.
Отдельную большую звёздочку хочется выдать фильму за игру актёров. И словами не опишешь эту выдаваемую актёрами стопроцентную реалистичность — надо смотреть. У молодого режиссёра Фархата Шарипова получился неспешный, простой и сложный одновременно, но очень чёткий по высказыванию фестивальный фильм. Он точно стоит того, чтобы потратить деньги на билет и время на просмотр, если у вас ещё остались силы смотреть социальное кино. После просмотра очень хочется стать сильнее и лучше.