«Волшебник» (2019) Михаила Морскова — не единственный российский фильм с таким названием. Помнится, за последние одиннадцать лет пару-тройку раз по центральным телеканалам показывали мелодраму Андреса Пуустусмаа «Волшебник» (2008) — телевизионный фильм про любовь рядового солдата срочной службы и молодой женщины-капитана, королевы офицерских сердец. Из известных актёров в той картине сыграли Николай Фоменко, Иван Ургант, Андрей Федорцов. Смутно помню я тот фильм, поскольку смотрел его, параллельно занимаясь домашними заботами, но если бы мне предложили посмотреть его ещё раз сосредоточенно, пожалуй, согласился бы: Ургант там не такой, каким его привыкли видеть в вечернем будничном шоу на Первом канале, да и сам фильм позволяет расслабиться и перевести дух в непрерывном суетливом житейском ритме. Ну а таит ли в себе сюрприз новый «Волшебник», показываемый сейчас в кинотеатрах?
Сюжетная экспозиция фильма представлена в одном динамичном кадре длиной в несколько минут. 1998 год. Где-то в космосе с выпущенными самолётными крыльями летит автобус, в котором под неумолкающую рок-музыку участники группы Magic со своими девушками торжествуют в честь своего восхождения на Олимп музыкальной славы. Конечной фигурой зрительского внимания в этом метафорическом изображении счастливой молодости некогда существовавшего музыкального коллектива становится длинноволосый гитарист группы Ефим Александров, чьё лицо нельзя идентифицировать из-за съёмки с неприглядных ракурсов. Это сделано специально, потому что для нас будет иметь значение облик Ефима (Максим Суханов) в зрелости — на протяжении основного действия фильма. В своих счастливых воспоминаниях, насыщенных грёзами, герой летит сквозь время, после чего следует вступительный титр с наименованием сего фильма и начинается история, происходящая в 2019 году.
Теперешняя жизнь главного героя, вдобавок к своим длинным поседевшим волосам отпустившего усы и бороду, бесцельна и бесперспективна. Перед нами мотоциклист в солнцезащитных очках, снимающий комнату в домике у пожилой женщины-репетитора Луизы Васильевны (Ирина Купченко) с частотной репликой «mon Dieu» и коротающий вечера за спиртным в баре. После ряда служебных нарушений Ефима, работавшего доселе продавцом струнных инструментов в музыкальном магазине, увольняет начальник по имени Авангард (Сергей Чонишвили), бывший его другом молодости и партнёром по Magic. Не отчаивающийся герой, и без того задолжавший хозяйке съёмного жилья квартплату за несколько месяцев, в очередной раз без денег наведывается в бар, где его визит едва не оборачивается потасовкой, но в дело вовремя вмешивается некий респектабельный мужчина Алик (Владимир Капустин), прибывший сюда специально за Ефимом.
Новый знакомый предлагает экс-гитаристу выгодную подработку: записывать на видео в соответствии с проработанным планом уроки игры на гитаре для самостоятельно прошедшего азы гитарной игры Романа Юрьевича, начальника Алика. Сей «прибыльный бред», сулящий Ефиму нехилый гонорар, работник поначалу выполняет не без халатности: Алик звонит ему узнать, почему тот не предоставил вовремя запись урока, а Ефим в это время просыпается с бодуна в окружении двух спящих голых барышень, каждая из которых повернута к нему спиной. Постепенно нанятый клиентом-инкогнито репетитор включается в дело, записывает уроки, но его выводят из себя приходящие SMS от самого Романа Юрьевича с определёнными техническими требованиями. Терпение Ефима лопается, и после очередной сдачи материала он тайком следует за Аликом, оказывается в пентхаусе на 32-м этаже и проникает в квартиру юноши (Семён Трескунов), больного ДЦП, коим и оказывается тот самый клиент — Роман Юрьевич.
Примечательно, что болезнь юного героя не нарушила его интеллект. Наоборот, мы видим тактичного, расчётливого и настойчивого малого с умным лицом. Роман — сирота, имеющий роскошное наследство погибших родителей и при этом сам прилично зарабатывающий в киберспорте, где он чемпион. С ним живёт его родная тётя Тамара (Ирина Яковлева) — ещё не старая, но уже и не молодая женщина, на счастье с которой питает скрытую надежду Алик. А мотив Романа обучения игры на гитаре именно у Ефима оказывается следующим: до получения школьного аттестата остаётся полгода, и парню необходимо успешно выступить на выпускном вечере с собственной песней конкретной стилистики, чтобы покорить сердце одноклассницы Маши (Ангелина Стречина), обожающей музыку Magic. После такого номера Роман не сомневается, что избранная им юная дама будет его женой.
Что же такого прекрасного в образе одиннадцатиклассницы, на что «клюнул» наш тайный воздыхатель, посещающий школу раз в неделю и не имеющий общения с одноклассниками? Зрителю, наверное, в полной мере это не представлено. Смазливая мордашка, мини-юбка, пластичность в танце наподобие брейк-данса, реализуемого Машей на перемене в дуэте с одноклассником с хипстерским причесоном — только внешняя составляющая школьницы доступна нашему глазу. В песню собственного сочинения Рома включает материальные предметы из жизни своей пассии, руководствуясь не только личным наблюдением за ней, но и информацией с её страницы ВКонтакте: это и сумка от Gucci, и кроссовки от Nike, и Лондон, и кошки, и лошадки.
Занятно понаблюдать за творческим процессом на почве влюблённости, если сам испытывал такие же переживания. Прошу прощения у вас, уважаемые читатели, за бестактную саморекламу своего скромного и местами примитивного поэтического творчества, но коль мне повстречался фильм, напомнивший о счастливейших мгновениях собственной ранней молодости, не могу не воспользоваться служебным положением и с теми, кого заинтересует, поделиться ссылкой на собственное стихотворение, с которым мне в своё время посчастливилось оказаться на месте юного героя фильма «Волшебник». Правда, в более взрослом возрасте, и не в школе, а в православном храме (конечно, не на весь храм и не во время богослужения, а скромненько в уголке на клиросе после службы декламировал я стихотворение своей музе в окружении её подопечных — певчих), но её тоже звали Маша (конечно, не такая, что в фильме, совсем не такая).
Картина «Волшебник» Михаила Морскова имеет выверенную, логичную сюжетную композицию. Не подвела и игра исполнителей: удачно вошли в образы и Максим Суханов с нетипичным для него амплуа, и Ирина Купченко, изящно переквалифицировавшись из школьной учительницы истории из дилогии Алексея Петрухина («Училка» (2015), «Последнее испытание» (2019)) в частного репетитора по французскому языку, и, конечно, Семён Трескунов, совершающий к своим двадцати годам триумфальный начальный этап в актёрской карьере. Кульминация фильма вызывает у зрителя мурашки по коже, передавая волнение выпускника перед выступлением, а также лучики драйва от выступления дуэта легенды-наставника и его ученика. Но что же в этом фильме всё-таки не так?
Как завещал нам великий Александр Сергеевич, «служенье муз не терпит суеты», и этой экранной истории, как и многим другим продуктам современного отечественного кинопрома, не хватает более пристального внимания к предметной среде, претерпевающей здесь белые дыры. Лирические отступления от основной сюжетной линии выполнены блёкло. Развитие сюжета происходит с лошадиной скоростью и не даёт прочувствовать внутренний мир персонажей, переживающих в разные времена чувства, которые сродни вечности. Да и складывается впечатление, что актёры играют хорошо, потому что материал не предусматривает того, чтобы они серьёзно тратились (разве что задача молодого Семёна показать наивность за маской уверенности в себе потребовала от своего исполнителя особых усилий).
В определённой степени сей «Волшебник» — халтура, проходной фильм, да простят меня его создатели. Конечно, это не «полный alles kaputt», на что способны многие современные картины, проскальзывающие в прокат, но для ценителей высокого искусства, любящих в форме произведения изящность и эстетичность, знакомство с таким кино — напрасная трата времени. Для зрителей с намётанным глазом куда больше удовольствия доставит пересмотреть другой фильм, где есть волшебник — «Обыкновенное чудо» (1978) новопреставленного Марка Захарова. Для молодой аудитории с кругозором поскромнее, особенно для старшеклассников, в недалёком будущим оканчивающих школу, мы скажем: welcome to the «Волшебник»!
Изображения: скриншот трейлера «Волшебник» (2019)