Очередная американская комедия. По-хорошему, этим одним предложением было бы достаточно определить дебютный полнометражный фильм режиссёра Элиз Дюран «Ты умеешь хранить секреты?» (2019). Но из уважения к дебюту, пожалуй, стоит уделить несколько слов фильму.
Сценарий фильма основан на одноимённой книге Софи Кинселлы, одного из популярных авторов британского pulp fiction (англ. «бульварное чтиво»). В этом году роману уже пятнадцать лет, и, видимо, эту «жвачку» до сих пор кто-то ещё жуёт (книга переведена на сорок языков, сорок миллионов экземпляров продано). Как ещё можно объяснить появление фильма по этой книжонке? Но оставим эти размышления для глубинных ниш критики литературной.
История самая незамысловатая, какая и нужна любителям жевательной литературы и попкорного кино. Место действия — Нью-Йорк (в отличие от Лондона в романе). Молодая девушка Эмма (Александра Даддарио), сотрудник фирмы по производству натуральных энергетиков, полна комплексов, сомнений и фобий. После неудачной командировки Эмма возвращается самолётом в Нью-Йорк. Попав в зону турбулентности, девушка под действием горячительного разбалтывает какому-то парню в кепке (Тайлер Хэнкли) все тайны своей личной жизни и личных жизней знакомых. Спустя время оказывается, что тот парень — новый босс Эммы Джек Харпер. И вот тут-то появляется главная хиленькая завязка фильма: можно ли доверять тому, кто знает о тебе слишком много?
Эмма не ладит с коллегами, не может получить даже малейшего повышения, терпит, а не любит своего парня, которого бросает после неудачного «уединения» с ним в рабочее время. Даже с лучшими подругами Лисси (Сунита Мани) и Джеммой (Кимико Гленн) она не может почувствовать себя комфортно из-за секретов от них и про них. Но вот появляется Джек, на первый взгляд абсолютно идеальный мужчина. Он призван судьбой и турбулентностью стать спутником жизни Эммы, тем, кто всегда выслушает и поддержит..
Дальше будут и быстро развивающийся любовный роман главных героев, и двойная ссора с недопониманием по поводу тайн друг друга, и хэппи-энд, само собой, но это уже не интересно. По большому счёту, ничего интересного в сюжете фильма нет. Ближе к концу раскрывается один из секретов Джека, связанный с его умершим близким другом и коллегой, бывшим боссом Эммы. Так и быть, не буду раскрывать этого секрета, но явная попытка выбить из зрителя слезу здесь, конечно, есть. Может, кто-то и клюнет на неё, но людям с чувством вкуса останется только слегка поумиляться добротой и чувствительностью качка со щетиной.
Про Тайлера Хеклина, знакомого по ролям в сериалах по комиксам, много говорить не стоит. Красивый, приятный, много улыбается, мечта девушек. Гораздо интереснее героиня. Главная роль в фильме досталась Александре Даддарио, актрисе, у которой действительно есть потенциал к интересным, серьёзным ролям. Своими ролями она уже давно заявила о себе как о востребованной актрисе для лёгких комедий и фильмов ужасов. В фильме «Техасская резня бензопилой 3D» (2013) Даддарио весьма достойно исполнила сложную и противоречивую роль девушки, прошедшей путь от потенциальной жертвы маньяка до хозяина поводка этого маньяка. К слову, тот фильм стал самым удачным и интересным из всех продолжений «Техасской резни бензопилой» 1974 года. Потенциал актрисы велик, поэтому искренне верю, что лучшие роли Александры ещё впереди.
Но фильм «Ты умеешь хранить секреты?» — это малюсенькая площадка, на которой актрисе приходится демонстрировать только свою миловидность, порой лёгкое отчаяние, и, к сожалению, неловкий нижнепоясной юмор, абсолютно актрисе не подходящий. Все шутки, произнесённые в фильме, так неискренне летят во все стороны, что остаётся только слушать и слегка подхихикивать, но не над шутками, а над этим аттракционом беззубой пошлости. Многие американские комедии последних пятнадцати лет выросли в отдельный жанр — «глупая американская комедия». «Ты умеешь хранить секреты?» не дотягивает в своих неловкостях даже до того безумного трэша, который так любят демонстрировать «нелюбителям задумываться». И дело тут далеко не в сложности или лёгкости восприятия, ибо качество определяется не столько сложностью, сколько цельностью, полнотой и искренностью. В этом плане трэшовые комедии хотя бы честнее к зрителям.
Внезапно в лоскутах романтики и трэша, сшитых белыми нитками, рождается идея о том, что принять себя таким, какой ты есть, — это значит найти себя. Поэтому не надо стесняться, ведь все твои недостатки, равно как и достоинства, делают тебя тобой. Кричи на всю округу о своих неудачах на работе, в личной жизни, в хобби! Незамысловатый посыл, перепетый на все лады, можно перефразировать так: «Да, в тебе есть тёмные стороны! И пускай это мелочи в неудачах с парнем или с управляющим, которые абсолютно никого не интересуют! Но сделай из этого предмет гордости, и у тебя будет предмет для гордости!» Если смотреть с такой точки зрения, этот и подобные фильмы просто пытаются убить в человеке его естественные потребности в саморазвитии, в изменении своей жизни, в элементарном движении внутри себя.
«Ты умеешь хранить секреты?» Элиз Дюран — одна из миллионов попыток выпустить фильм на потребу зрителю-обывателю, дабы дать ему смысл его годами не меняющейся жизни. Неловкий юмор, неловкие слёзы и неловкая любовь навалены грудой мелких камушков в небольшую кучку даже без придания им формы и единства композиции. Видимо, по-настоящему хорошо pulp fiction может снимать только ироничный и самоироничный режиссёр вроде Тарантино, ибо на полном серьёзе коммерческого кино такое чтиво не внушает никакого доверия.
Изображения: Вольга