В этом году режиссёр Кристоф Оноре́, который нашим зрителям знаком в основном по очаровательным мюзиклам «Все песни только о любви» (2007) и «Возлюбленные» (2011), привёз на Каннский кинофестиваль не менее очаровательную комедию «Одной волшебной ночью» (2019) в главной роли с неизменной музой автора — Кьярой Мастроянни. Актёрская работа Мастроянни в этом фильме была удостоена пальмовой ветви во второй по значимости программе смотра — «Особый взгляд». Одно из главных достоинств этой картины — сюжет. Несмотря на тривиальный выбор заглавной темы, касающейся супружеской измены в браке, продолжительность которого вот уже приближается к тридцати годам, Оноре́ сумел построить повествование занимательным образом, снабдив его пикантными ситуациями и диалогами с адекватным юмором. Мария (Мастроянни) — преподаватель по истории права и судопроизводству. Несмотря на долгий и счастливый брак с Ришаром (Бенжамен Бьолэ), Мария практикует интрижки на стороне, в том числе со студентами, на которые её толкает природная легкомысленность и падкость на красивые редкие имена, что она сама объясняет профессиональной деформацией. По нелепой неосторожности Ришар узнаёт о последнем романе супруги, которая легко сознаётся в содеянном, предполагая, что супругу тоже знакомы радости на стороне. Однако всё оказывается гораздо серьёзнее — Ришар обвиняет жену в предательстве, сетуя, что в молодости он выбрал не ту женщину. Мария тайно собирает вещи и переселяется в отель напротив, чтобы попытаться разобраться в ситуации, разрешение которой повлияет на их дальнейшую с Ришаром судьбу. За одну ночь, которая будет полна магии, ей предстоит встретиться со всеми своими любовниками, с мужем в молодом обличии (Венсан Лакост), его бывшей пассией (Камилль Коттен), покойной матерью, бабушкой и даже с собственным разумом в образе пожилого фривольного мужчины в леопардовом пиджаке, похожем на Шарля Азнавура (к слову, композиция Азнавура “Désormais” о расставании пророчески звучит ещё в начале картины). Стоит отметить, что Оноре́ остаётся до конца влюблённым в свою героиню. Поведение Марии, чья вина неоспорима, не подвергается морализаторской критике (разве что в шутку). Она такая какая есть, саморефлексия ей практически несвойственна. На конкретное замечание о том, что спать с мужчинами вдвое младше себя — это жалко и пошло, Мария только ухмыляется. Возможно, для некоторых зрителей тот факт, что героиня в конце фильма остаётся равной себе в начале (то есть она не проходит «путь героя», что подразумевают правила драматургии) и то, что она не несёт положенного наказания, станет обескураживающим. В целом Оноре́ в этом фильме предпочтение отдаёт форме, а не содержанию. Он не выходит за рамки жанра комедии и не углубляется в веками существующую проблему семейной верности, предпочитая выдержать лёгкий тон и закрепить его душевным саундтреком. Он выбирает в качестве места действия милую парижскую улицу Delambre на Монпарнасе, на которой расположен кинотеатр Les 7 Parnassiens с узнаваемыми в окнах афишами с фильмами прошлого и настоящего и бар с кинематографичным названием Rosebud.
Отдельно стоит упомянуть и других актёров. Молодого Ришара играет Венсан Лакост. В рецензии на фильм «Новая жизнь Аманды» (2018) мы уже отмечали невероятное сходство актёра с Луи Гаррелем. В этом фильме это особенно бросается в глаза, ведь Гаррель снялся во многих предыдущих фильмах Оноре́. Однако по понятным причинам актёр уже не может исполнять роли двадцатилетних. Роль же Ришара в зрелости режиссёр отдал певцу Бенжамену Бьолэ. И вот здесь, так как в конце концов это французский фильм, сложно удержаться от констатации факта, что Бьолэ — бывший муж Кьяры Мастроянни. Поэтому сыграть пару на грани развода они смогли вполне убедительно. Подводя итог, скажем, что все вышеперечисленные достоинства позволяют назвать этот фильм одним из лучших в этом году, что должно натолкнуть вас на мысль о необходимости его просмотра :)