1999 год. Пожилой мужчина Тронд (Стеллан Скарсгард) на пороге нового тысячелетия прибывает в глухую норвежскую деревушку. Приближенность к природе помогает справляться с непреодолимым одиночеством — некоторое время назад Тронд потерял в автокатастрофе жену, с которой прожил вместе тридцать семь лет. Тронд был за рулём и оказался виновником аварии, однако, по его собственным словам, «не чувствовал вины, а лишь ощущал потерю».
У дома Тронда случайно появляется другой пожилой мужчина — Ларс (Бьёрн Флоберг), такой же одинокий и с отпечатком печали на лице. Тронд узнает в Ларсе знакомого из далекого детства: Ларс был соседским мальчишкой, который случайно убил младшего брата из ружья. Встреча погружает Тронда в пучину воспоминаний и сравнений с актуальными чувствами. На лето он приезжал к отцу (Тобиас Зантельман), вместе они жили в лесном домике на холме, окруженном соснами. Рубили лес, сливались с природой, которую Тронд учился любить и чувствовать. В этот момент его настигла первая любовь — молодая женщина (Даница Чурчич), которую Тронд начал ревновать к отцу. Со временем подростку предстоит принять, что у взрослых есть свои тайны, однако вопрос о степени влияния детских переживаний на будущее остается открытым.
Важнейшими элементами картины «Угоняя лошадей» (2019), снятой по роману Пера Петтерсона «Пора уводить коней», является очищающая сила труда и природы. Чрезмерные инсинуации касательно персонажей и ассоциаций с ними деформируются, становятся чистыми, как горная река. Гипнотические виды Скандинавии и формула «человек в движении внутри природы» оставляют с героями наедине — в первозданной эмоциональной форме, не обременённым ритмом мегаполиса.
Этот диалог помогает лучше разглядеть как героев, так и самого себя. Тронду предстоит пережить множество наблюдений в маленьком поселении, испытать бессилие, страх, безразличие и жестокость. Флешбэки переносят из светлых ярких времен детства снова в мрачное современное время, заставляя задумываться, как наши ходы в прошлом формируют личность в будущем. Как выглядит отпечаток опыта, какой багаж воспоминаний скрывает взгляд — режиссёр Ханс Петтер Мулланд максимально сосредоточен на портрете своих персонажей. Молодой Тронд учится разбираться в чужой боли, ощущать проблемы. Первоначально осязаемый мир поражает своей глубиной, но Тронд, сливающийся с ситуациями, видит только вершину айсберга. И люди, плывущие в объятиях природы, не могут не столкнуться интересами: отцу, который чувствует себя хозяином, предстоит раскрыть свои секреты, видящему мир на поверхности Тронду — свои, и для сравнения мы снова сфокусируемся на пожилом Тронде, полном тайн. В фильме нет других эпизодов его жизни — картина показывает, насколько яркими и влиятельными являются юношеские переживания, приобретенные даже в короткий отрезок лета.
В фильме особое место занимает труд. Согласно проторенной тропе, которую описал еще Кнут Гамсун в «Плодах земли», труд представлен как выход из любой неопределенности и душевного терзания. Иногда труд наказывает тех, кто им пренебрегает, но всегда удачно подменяет потерянность. А эта живописная поэтическая история прекрасно заменит алкоголь для тех, кто хочет в дождливый день сублимировать меланхоличное настроение из простой грусти в полезное размышление: расстояние от молодости до старости становится обозримым, располагает задуматься о скоротечности жизни и вспомнить о близких.