Отправной точкой вселенной фильма «В Кейптаунском порту...» (2019) является встреча, произошедшая на Сахалине в 1945 году. Ошивающийся на военной стоянке Моряк (Филипп Ершов) натыкается на патруль двух зеков, призванных в Красную Армию под угрозой расстрела: Салажонка (Данил Стеклов) и Пахана (Арсений Робак). В результате их встречи происходит перестрелка, и кажется, что каждого настигает своя пуля. Но спустя пятьдесят лет, в момент серьёзной турбулентности мира перед XXI веком выясняется, что все трое сумели выжить. Теперь у каждого своя жизнь: Салажонок превратился в известного Драматурга (Владимир Стеклов), Пахан (Александр Робак) отправился в город своей мечты, Кейптаун, а постаревший Моряк (Сергей Сосновский) кодируется в Крыму у нарколога (Виталий Хаев), пытаясь поведать свою историю отдыхающему ветерану (Юрий Кузнецов), чьему сыну (Евгений Ткачук) суждено в бандитском Петербурге войти в жизнь одного из трёх персонажей. История пролетит по разным артериям, чтобы рассказать о сложении судеб, и затронет темы русской миграции, криминала и формирования характеров, сложенные благодаря лишь одному роковому дню.
«В Кейптаунском порту...» — необычное явление для российского кино. Сценарий фильма был написан ещё в середине 90-х на основе реального случая, произошедшего с отцом режиссёра (случай здесь раскрывать не стоит во избежание спойлеров). Понадобилось почти двадцать лет, чтобы реализовать идею в жизнь, и «В Кейптаунском порту...» стал для Велединского своебразным «Хрусталев, машину!» (1998) Алексея Германа-старшего: долгий процесс производства, трудности с финансированием, а главное — своё, очень личное кино, лишённое предрассудков. Велединский смело использует приёмы сестёр Вачовски и Квентина Тарантино: нелинейное повествование, фрагментарная история, лёгкое путешествие сквозь эпохи (хоть и ограниченное ХХ веком), короткие вставки прошлых событий, раскрывающие персонажей. Иногда это напоминает быстрый калейдоскоп, и неподготовленный зритель может не уловить суть, однако замысел не только выглядит стройно, но и по-настоящему работает. Всё это превращается в исследование и поиск отпечатка времени на лице главных героев: своеобразный сбор воедино разных деталей ради возможности очередной перезагрузки в восприятии. Фильм выдержан в ностальгически-романтичной манере, словно сон о далёких странах или детское увлечение, вновь забеспокоившее взрослое сознание. Особое внимание автор уделяет визуализации настроения русской миграции: умиротворению при избавлении от вечного стресса сложной Родины в миксе с ностальгическим патриотизмом. Режиссёр иногда отказывается от яркой выразительности в пользу натуральности, оставляя большой вакуум между зрителем и картиной для возможности самостоятельного анализа первым. Тем не менее, это может обернуться и недостатком — ритм иногда сбивается, а некоторые сцены выглядят полыми и бесхребетными.
Готовясь к показу, зрителю в первую очередь необходимо абстрагироваться от популярного фильма «Географ глобус пропил» (2013). Очевидно, что в новом фильме Велединского денег на продакшен было потрачено меньше, несмотря на реальные съёмки в Кейптауне. Узнаваемых актёров много, и помимо уже упомянутых это ещё и колоритные исполнители второстепенных ролей, некоторые из которых находятся всё же немного не на своем месте (например, харизме Виталия Хаева очень тесно в образе врача-нарколога). Режиссёру удалось сплести воедино сложные структурные части сценария, объединив локации, поколения и воспоминания и протянув сквозь них плавный рефрен песни «В Кейптаунском порту», написанной поэтом Павлом Гендельманом на музыку Шолома Секунды. Этот факт совсем не вяжется с типичным представлением о русском кинематографе, и потому на фильм необходимо идти с особенным настроем, не ожидая заигрываний и развлечения, ибо эта картина требует обязательного личного вывода.
Изображения: ТАСС