Из долгой насыщенной жизни Туве Янссон (1914 — 2001), со временем ставшей национальным символом Финляндии, авторы выбрали период с 1944 до 1952 года. До создания мощного конвейера комиксов и мультфильмов, финансово обеспечившего Туве до конца жизни, остаётся меньше десятилетия. Слава и успех пришли к ней в возрасте сорока лет. Знакомые с детства странные истории о Муми-доле и хаттифнатах умело прятали тропинки к любопытному характеру автора. Туве — представительница творческой богемы свободных нравов, дочь известного финского скульптора Виктора Янссона (Роберт Энкель) и художницы Сигне Хаммарштен (Кайса Эрнст). Она много танцует, общается с театралами и журналистами. Несмотря на происхождение, её быт ничем не отличается от студенток кульков (институтов культуры и искусства — прим. MT), хотя её возраст на момент истории уже за тридцать. Изначально не рассчитывая делать карьеру литератора, она видела себя художником-иллюстратором, который из-за отсутствия денег расплачивается за квартиру картинами. Жилые помещения старого города с высокими потолками и широкими окнами, украшенные в стиле редкого северного модернизма, встречающегося только в Питере и Хельсинки, отделяют Туве от остального мира. Улицы появляются только в начале фильма в полуразрушенном виде, когда в 1944 году Финляндия выходит из Второй мировой войны. Возможно, эта боязнь внешнего предопределила внутреннюю миграцию Туве, осевшей вдоль стен квартирных тусовок.

Фото ©️ Russian World Vision

Тогда Туве и погрузилась в мир теней, подчеркнувший её «космическую» персону, что отразилось и на первых набросках жителей Муми-дола. Туве объединила в себе кокетство, кротость и синдром самозванца, если угодно — аутсайдера, который ждёт подвоха. Это формирует её сказочный мир, на территорию которого аккуратно ступают незнакомцы. Творческий цейтнот, поиск вариантов продолжения карьеры материализуются в виде нависших теней — фигур отца и возлюбленных. Первой тенью становится отец, считающий, что иллюстрация не является искусством. Виктор по одним ему известным причинам пытается доказать состоятельность своей профессии молодому поколению в лице Туве. Между ними вырастает конфликт злого наставника и рассеянной ученицы.

Фото ©️ Russian World Vision

Вторая тень — образ богини в лице театрального режиссёра Вивики Бандлер (Криста Косонен). Богемная девушка свободных нравов откликнулась страстью не менее свободной Туве. Признав свою бисексуальность, Туве вела полигамные отношения одновременно с Вивикой и журналистом-социалистом Атосом Виртаненом (Шанти Рони), который сделал писательнице предложение. В хитросплетениях свободных отношений Туве черпает вдохновение для своих сюжетов, которые становятся убежищем — «одной уютной комнатой», спасающей от ответственности взрослой жизни. Благодаря Вивике Туве делает выбор в сторону отношений с женщинами, разрывая помолвку с Виртаненом. Но Вивика так и остаётся недосягаемой богиней, энергией, которой питается писательница. Она водит Туве за собой, давая мнимую надежду на отношения. При этом Туве умело держит дистанцию, оставаясь свободной в своём самовыражении и независимым автором.

Фото ©️ Russian World Vision

Подобно Кэлу в исполнении Джеймса Дина из «К востоку от Рая» (1955), Туве собирает личность по кусочкам через опыт общения с близкими людьми. Но в отличие от деструктивного подростка Кэла она вкладывает опыт в творчество. Безответная любовь к замужней и ветреной Вивике, желание быть рядом с ней привело к первой успешной постановке по повести «Муми-Тролль и комета» в 1949 году, для которой Туве лично оформила декорации. Выбираться из паутины творческого голода — это не дорога из пункта А в пункт Б, а скорее разрастающаяся грибница. Эта история началась задолго до Соммерсета Моэма, герой которого, желающий стать большим художником, рисовал эскизы для магазина одежды. Коппола в начале карьеры мечтал стать писателем и театральным режиссёром, а Кубрик был фотографом. Туве Янссон от живописи спустилась к комиксам. Её двигателем стала привычка запутывать себя и не бояться быть свободной с окружающими. Десять лет живя в этом конфликте, культурный фонд Туве расширялся и передавался детям в виде осадков эмоций. Из творческого цейтнота она вышла в открытый космос, получив заслуженный хеппи-энд: выгодный контракт на регулярные публикации, примирение с тенью отца, который до смерти втайне собирал нарисованные комиксы Туве, прощание с недоступной Вивикой, сделавшей её известной, и в итоге найденная любовь в лице Тууликки Пиетиля (1917 — 2009), с которой Туве прожила до конца своих дней в «уютной комнате» на собственном острове Кловахарун. Наполненный неопределённостью период составил ядро становления и синхронизации целостности личности с элементами, оказавшими влияние. Размеренный фильм «Туве» (2020) об этом, и он может стать очередным зеркалом для тех, кто ищет себя в творчестве.


18+ «Туве» (2020): в прокате с 27 мая.