Продолжим тему искусства XIX века и обратим свой взор на гофмановскую Германию. Немецкий романизм в живописи представит Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840). В своём творчестве Фридрих часто отдавал предпочтение пейзажу (культ природы вообще очень характерен для эпохи романтизма), нередко морскому. Однако пейзаж в творчестве Фридриха – не просто пейзаж, а символический философский ребус. В своих произведениях художник пытался достичь уровня естественного символизма. С виду — обычная картина с красивым видом. Но на деле все элементы изображения — со своим смыслом, и картина, тем самым, — аллегорическое философское высказывание, понятное каждому зрителю. Ключа к дешифровке своих произведений Фридрих не оставил, однако искусствоведы выделяют ряд тем, регулярно встречающихся в его творчестве, и определяют их символическое значение. Одна из них – как раз морской пейзаж и корабли, но о них немного позднее.

Сюжет фильма Тима Бёртона «Мрачные тени» (2012) является адаптацией популярного в США одноимённого сериала (1966 – 1971). 1972 год, потомки некогда богатого аристократического рода Коллинз еле-еле сводят концы с концами. Усугубляет ситуацию разобщённость членов семьи и психологические травмы некоторых из них. В дом по объявлению о поисках гувернантки приезжает Виктория Винтерс (Белла Хиткот), а также внезапно в жизнь домочадцев врывается непрошеный гость в лице их предка и вампира поневоле, Барнабаса Коллинза (Джонни Депп).

На протяжении всего фильма красной нитью проходит лейтмотив волн, разбивающихся о скалы поблизости поместья Коллинвуд. Он берёт своё начало и завершается в двух сценах — из предыстории и финала фильма. В первой сцене брошенная ведьма Анжелика (Ева Грин) околдовывает Жозетту (Белла Хиткот), возлюбленную Барнабаса, и заставляет её спрыгнуть с обрыва. Барнабас (как истинный романтик), разбежавшись, прыгает со скалы вслед за любимой. Но умереть ему не удается, ибо треклятая ведьма превращает его в вампира. Скалы, о которые разбивается Жозетта, в точности повторяют форму льдин в картине Каспара Фридриха «Крушение «Надежды» во льдах» / «Северный Ледовитый океан» (Рис. 1). Эта картина была написана художником под впечатлением от крушения корабля экспедиции Уильяма Парри 1819 — 1820 годов. Большую часть полотна занимает нагромождение острых ледяных глыб. Лишь внимательно приглядевшись можно заметить справа чёрное пятнышко судна, зажатого льдами.


Рис. 1. Кадр из фильма «Мрачные тени»; Каспар Давид Фридрих. Гибель «Надежды» во льдах / Северный Ледовитый океан (1824); кадр из фильма «Мрачные тени»


Картина воплощает беспомощность человека перед лицом вечной и могущественной природной стихии. Аналогичное настроение — и в сцене фильма, только вместо природы над жалким человеком торжествует всесильная и мстительная ведьма. В конце фильма сцена с прыжком со скалы новой возлюбленной главного героя (на самом деле являющейся реинкарнацией Жозетты) повторится снова: скалы вновь победно взметнутся подобно арктическим льдам, зажавшим корабль. И опять могущественное сверхчеловеческое будет торжествовать над земным. Или всё же нет? Ответ сможете узнать, посмотрев фильм.

Важное место в фильме занимают два панно, расположенные в столовой особняка Коллинвуд. Мы остановим свой взгляд лишь на одном из них (Рис. 2.). Полотна Каспара Фридриха отличаются тончайшей техникой масляной живописи и подробной тональной и цветовой растяжкой, соответствующей схеме цветовой сферы, разработанной коллегой и соотечественником Фридриха, Отто Рунге (тоже рис. 2). Аналогичной техникой живописи отличается и панно из фильма.


Рис. 2. Кадр из фильма «Мрачные тени»; Каспар Давид Фридрих. Вид гавани (1815 – 1816); цветовая сфера Рунге (1809) 


Один из устойчивых мотивов живописи Каспара Фридриха – корабль и морской пейзаж (чаще это вид на водное пространство с берега). Парусники в символической системе художника соответствуют метафоре человеческой жизни, началу её большого пути или конца. Аналогичной смысловой нагрузкой обладает и мотив моря в его живописи. Панно в столовой Коллинзов сходно по композиции – зрителю также открывается вид на морскую гавань, из которой выходит корабль с надутыми парусами, на дальнем плане на скале виднеется поместье Коллинвуд. Таким образом, помимо простого сюжета (пейзаж с вотчиной рыбопромышленников) панно приобретает и символический смысл – надежда на удачное развитие рыболовного бизнеса на новом месте. Такое двойственное прочтение свойственно и картинам Фридриха.

Разбавим романтизм ещё несколькими перекличками с живописью, но уже немного (или много) поздних периодов. В зале совещаний Angel Bay висит галерея портретов владелиц компании, якобы предков (смотрим фильм!) Анжелики. Эта портретная галерея как нельзя лучше отражает смену десятилетий рубежа веков. Каждый портрет – отражение определённой эпохи через стиль характерного художника десятилетия. Остановимся на трёх примерах.  

Первый пример – портрет Анжелики в стиле Франца Ксавера Винтерхальтера (1805 – 1873) или в стиле, подобном ему (Рис. 3). Винтерхальтер был одним из модных художников XIX века, мастером парадного портрета. Его кисти принадлежит большое число самых известных портретов знатных особ того времени. Среди них императрицы Евгения, Елизавета Австрийская (более известная как Сисси) и Мария Александровна, королева Виктория, представители великих русских родов (Юсуповы, Бобринские, Трубецкие, Шуваловы, Нарышкины). Видимо, Анжелика не хотела отставать от тренда и заказала живописцу свой портрет. Мы также можем судить о том, как к тому времени вырос её бизнес, раз мадам вполне может позволить себе портрет художника первого ряда. 


Рис. 3. Кадр из фильма «Мрачные тени»; Франц Винтерхальтер. Портрет княгини Елены Кочубей (1860) 


Следующая картина, скорее всего, принадлежит псевдокисти Джованни Больдини (1842 – 1931) (Рис. 4). Художник работал в различных жанрах, однако широкой публике он известен именно благодаря портретам. Я бы назвала манеру этого художника «салонный импрессионизм» (по аналогии с салонным кубизмом). Фигуры портретируемых наполнены динамикой и непринуждённой лёгкостью. Художник мастерски схватывает сиюминутное движение, при этом герои его картин очень элегантны и утончённы. Такие «сладенькие» и сусальные, можно сказать. Те же черты мы видим и в соответствующем портрете Анжелики, продолжающей следить за трендами художественного мира.  


Рис. 4. Кадр из фильма «Мрачные тени»; Джованни Больдини. Портрет Марты Ренье (1905) 


Наконец, «вишенка на торте» – последний портрет в стиле Тамары Лемпицкой (1898 – 1980) (Рис. 5). Тамара Лемпицка (настоящее имя – Мария Борисовна Гурвич-Гурская) – американская художница польского происхождения, известна своими портретами в стиле ар-деко. Герои её картин – томные барышни или светская тусовка эпохи 1920 – 1930-х годов. И что бы вы думали: снова наша неутомимая Анжелика в тренде, да ещё и демонстрирует свою принадлежность к светскому кругу того времени. 


Рис. 5. Кадр из фильма «Мрачные тени»; Тамара Лемпицка. Портрет мадам М (1932) 


Что ж, насладившись мрачной красотой немецкого романтизма (с небольшим довеском их других направлений) в сочетании с неповторимым стилем Тима Бёртона, предлагаю обратить свои взоры на более позитивные аспекты жизни. Засим и попрощаемся. До новых встреч!

Изображения: IMDb, Википедия, Web Gallery of Art, Артхив, скриншоты указанных фильмов