Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919) — французский художник-импрессионист. Об этом направлении и его принципах я писала более подробно здесь. Творчество Ренуара отличается особой лёгкой эскизной манерой письма, передающей сиюминутность состояния изображённого на картине события. Также нередко Ренуар использует в моделировке композиции приём, имитирующий как будто случайно сделанный фотокадр. Он «срезает» часть персонажа нарочно или продуманно, но с небольшой долей иррациональности компонует объекты на холсте. Таким образом картина словно оживает, запечатлевая сиюминутное мгновение. В творчестве Ренуара прослеживается влияние фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640). «Ренуар — живописец по преимуществу людских фигур. У него преобладает светлая гамма тонов, переходящих один в другой с чудной гармонией. Можно подумать, это Рубенс, озарённый ярким солнцем Веласкеса...», — так писал о картинах Ренуара французский писатель Эмиль Золя (из книги М.Ю. Германа «Импрессионизм. Основоположники и последователи»).

Короткометражный фильм «Загородная прогулка» (1936) Жана Ренуара основан на одноимённой новелле Ги де Мопассана. Необходимо отметить одну деталь, связанную с производством фильма. Результат съёмочного процесса очень понравился Пьеру Бронберже, финансировавшему фильм, и он предложил расширить короткометражную ленту до полного метра. Но Ренуар был против. «Это значило идти против духа новеллы Мопассана и моего сценария», — пишет режиссёр в своей книге «Моя жизнь и мои фильмы». К сожалению (а может быть, и к счастью?), работа над фильмом была прервана сначала из-за начала съёмок «На дне» (1936), затем грянула Вторая мировая война… Фильм был смонтирован без участия режиссёра его монтажёром Маргерит Улле Ренуар и выпущен спустя десять лет.


Рис. 1. Огюст Ренуар «Качели» (1876); кадр из фильма «Загородная прогулка»


Известно, что писатель Ги де Мопассан был другом художника Огюста Ренуара. «У Фурнеза отец иногда встречался с Мопассаном. Они с симпатией относились друг к другу, признавая при этом, что между ними нет ничего общего. Ренуар говорил про писателя: «Он всё видит в чёрном свете!» «Он носит розовые очки!» — отзывался о художнике писатель. В одном они сходились: «Мопассан сумасшедший!» — восклицал Ренуар. «Ренуар безумец!» — вторил ему Мопассан» (из книги Жана Ренуара «Огюст Ренуар»). Но как оказалось, всё-таки общее между ними есть и превосходно коррелируется в рамках одного фильма.

Первое, что бросается в глаза при поиске аллюзий на живописные произведения, — это, конечно же, заимствование композиций и сюжетов из картин. Перед взором зрителя оживают ренуаровские «Качели» (1876) (Рис. 1), «Завтрак гребцов» (1875) (Рис. 2), «Семья Генрио» (около 1875) (Рис. 3), «В саду» (1875) (Рис. 4). В одних случаях кадр практически в точности повторяет композицию картины, в других — делает лёгкую отсылку, с помощью которой становится ясно, на творчество какого художника она намекает в данной сцене.


Рис. 2. Огюст Ренуар «Завтрак гребцов» (1875); кадр из фильма «Загородная прогулка»


Второй тип заимствования непосредственно вытекает из первого: это образы главных героев. Выбор действующих лиц может быть также продиктован литературной основой новеллы Мопассана, но возможность ознакомиться с ней мне не представилась. Поэтому сосредоточимся на сравнении именно кинематографического и живописных произведений. С пространства холста в пространство целлулоидное сходят типичные герои картин Ренуара-отца и импрессионистов в целом — дамы и господа на отдыхе (Рис. 1), лодочники (Рис. 2).


Рис. 3. Огюст Ренуар «Семья Генрио» (около 1875); кадр из фильма «Загородная прогулка»


Третий тип заимствования, пожалуй, самый тонкий — атмосфера и общий тон настроения. В одном из предыдущих текстов я уже писала об этом аспекте, но не премину повториться. Тем более что в данном случае есть одно важное условие. Если ранее я сравнивала картины с цветным фильмом, то здесь приходится иметь дело с фильмом чёрно-белым. Несмотря на эту, казалось бы, сложность, мы вправе говорить о способах, с помощью которых эта атмосфера достигается в живописных произведениях и фильме. Картины Ренуара представляют собой запечатлённое, точно с помощью моментальной фотографии, мимолётное состояние невероятной лёгкости и непринуждённости. Достигается этот эффект с помощью нестандартного кадрирования, захватывающего объекты словно нарочно не целиком, передаваемой мелкими мазками игры солнечного света сквозь листву, благодаря дрожащим нечётким очертаниям персонажей картин. Аналогичной непринуждённой атмосферой наполнены и некоторые эпизоды «Загородной прогулки». Например, радости загородного отдыха семьи Дюфур: пикник, рыбалка, катание на качелях (Рис. 1) или сцена уединения Анри (Жорж Сен-Санс) с Генриеттой (Сильвия Батай) (Рис. 4). Правда, средства, применённые для её создания, несколько отличаются.


Рис. 4. Кадр из фильма «Загородная прогулка»; Огюст Ренуар «В саду» (1875); кадр из фильма «Загородная прогулка»


Если же говорить о моделировке света, то здесь мастерство заключается в умении оператора и осветительной группы правильно выставить свет или удачно поймать нужный режим (необходимое для съёмок состояние натуры — прим. автора). В данном случае уместно как раз второе. Жан Ренуар писал о съёмках фильма: «Когда я сочинял сценарий, мне представлялись наполненные солнцем кадры. В фильме, кстати, есть несколько таких кадров, урывками снятых, когда из-за туч проглядывало солнце» (из книги Жана Ренуара «Моя жизнь и мои фильмы»). Помогает создавать нужную атмосферу и поэтичная манера съёмки (оператор фильма Клод Ренуар, внук Огюста Ренуара и племянник Жана Ренуара): камера спокойно и плавно фиксирует процесс.

«...Кинематограф таит в себе огромные неиспользованные ещё возможности, меня привлекла мысль перенести на полотно экрана принципы живописной композиции. …Я занялся как бы изучением французского жеста по картинам моего отца и художников его поколения…», — писал Жан Ренуар (из книги Жана Ренуара «Огюст Ренуар»). На мой взгляд, эти слова — самый лучший итог сегодняшнего небольшого текста, как, впрочем, и фильма, рассмотренного в нём, и новеллы, по которой этот фильм снят.

Изображения: КиноПоиск; иллюстрации, Web Art Gallery, Barnes Foundation, скриншоты указанных фильмов