Картина — лауреат премии «Сезар» — не только собрала в прокате рекордный бокс-офис, но и приобрела статус культового поэтического кино, а на туристической карте Франции зардели несколько новых «горячих точек» по маршруту локаций фильма. Одно из таких мест — кафе «Две мельницы» на Монмартре, отвоевать столик в котором — мечта каждого уважающего себя фаната Амели Пулен, великолепно сыгранной Одри Тоту, ведь именно здесь по сюжету картины работала официанткой неординарная главная героиня.


Рис.1. Кадр из фильма «Амели». Кафе «Две мельницы»


Жан-Пьер Жёне, художественное видение которого формировалось под впечатлением от картин Серджио Леоне и Стэнли Кубрика, сам причисляет себя к той категории кинорежиссёров, которые снимают не по классическим канонам, а опираясь на внутреннее художественное чутьё. По мнению автора «Амели» (2001), отточить принципы режиссёрского мастерства и сформировать свой стиль ему помог опыт работы с анимацией в начале своей карьеры, что, кстати, роднит его с Терри Гиллиамом и Тимом Бёртоном. Творческий путь Жёне начинался с создания кукольной мультипликации в тандеме с французским режиссёром Марком Каро, вместе с которым также были сняты сюрреалистические ленты «Деликатесы» (1990) и «Город потерянных детей» (1995).

«Амели» — это сентиментальная история о том, как порой забавно и неожиданно переплетаются события и судьбы. Такой точкой пересечения координат в фильме становится чрезвычайно впечатлительная и прячущаяся от реальности в мире собственных фантазий Амели Пулен. Она пытается преодолеть мучительную застенчивость и детские страхи, учится строить социальные связи и помогает стать счастливее людям, которые впоследствии помогут обрести любовь ей самой.

Картина Жан-Пьера Жёне полностью отражает профессиональный принцип свого создателя — снимать «искреннее кино». Во многом она соткана из впечатлений самого режиссёра. Если задаться вопросом, чем «Амели» так завораживает зрителя, то ответ будет очевидным — в первую очередь своей непосредственностью. С первых кадров мы влюбляемся в ироничные зарисовки из детства главной героини, где маленькая Амели делает всё то, чем развлекает себя большинство детей планеты. Эти поведенческие паттерны, нивелирующие культурные и национальные различия, мы считываем с умилением. А дальше режиссёр увлекает зрителя в эстетически совершенное визуальное путешествие по сюжету киноистории.


  

Рис. 2. Кадры из детства Амели


Амели Пулен — очень самобытная и особенная героиня. Сама история её жизни соединяет элементы реальности и сказочности. Для режиссёра было очень важно передать зрителю то, насколько необычно воспринимает мир главная героиня. Это удалось реализовать с помощью художественно-визуального языка кино, примеры которого мы рассмотрим ниже.


 

Рис. 3. Примеры того, как фантазии становятся частью повествования: а) путешествующий садовый гном; б) Амели в образе таинственной незнакомки


В картине отдаётся предпочтение использованию стабильной композиции. Часто кадры уплощены за счёт отсутствия перспективы и горизонтальных линий композиции, а также сбалансированы с помощью объекта, помещённого в центр кадра. Такие решения многофункциональны: во-первых, обыгрывают замкнутость Амели в своём внутреннем мире, также с их помощью делаются комические акценты (особенно в сочетании с быстрыми наездами камеры), создаётся визуальная симметрия, подчёркивается карикатурность образов или особенности характеров героев. Благодаря тому, что композиция уравновешена и зритель сконцентрирован преимущественно на первом плане, он успевает рассмотреть обилие деталей. Использование динамичных кадров с наличием диагональных линий и наклонных ракурсов в фильме применяется реже, например, в тех случаях, когда Амели обуревают сильные чувства, создавая необычный контраст ситуаций и делая действие более эмоциональным.


  

Рис. 4. Плоские статичные кадры с централизованной композицией


Ещё один пример интересного визуального решения, как в сцене с одной-единственной композицией можно передать течение времени. В данном случае это происходит благодаря меняющемуся природному антуражу, характерному для разных времён года (снег, жёлтые листья, цветы), и обветшанию предметов композиции.


   

Рис. 5. Течение времени, переданное с помощью визуальных средств


В «Амели» много крупных планов. За счёт съёмок широкоугольной оптикой, искажающей изображение, подчёркиваются эмоции героев и гротескность характеров.


 

Рис. 6. Крупные планы


А вот такой приём, как разрушение четвёртой стены (когда Амели вдруг начинает смотреть прямо в камеру, словно обращаясь непосредственно к зрителю), используется в фильме, чтобы как раз обыграть субъективное видение героини, в котором грань между реальным и воображаемым размыта.


 

Рис. 7. Разрушение четвёртой стены


Важным поэтическим элементом в фильме выступает цвет, с помощью которого режиссёр делает картину крайне живописной и даже винтажной. К слову, это первая французская картина, в которой возможности цифровой цветокоррекции развернулись в полную силу, благодаря чему цветовое решение стало визитной карточкой и ярким инструментом визуальной выразительности фильма. Цветовая палитра фильма очень яркая и контрастная, именно такая, как и сама Амели. Сочетания насыщенных оттенков красного, зелёного, жёлтого и синего цветов довольно необычно для нашего восприятия, так как нехарактерно для окружающей среды, поэтому сразу задаёт истории причудливое настроение. А настроение — это, пожалуй, самое важное в этой картине.


   

Рис. 8. Цвет создаёт настроение


Колористам «Амели» стоит отдать должное: без правильного цветового решения, физически влияющего на наше восприятие, было бы просто невозможно прочувствовать энергичность, чувственность, внутреннюю свободу и динамику истории. Таким образом, цвет не просто вписывается в стилистику фильма, он её создаёт. Причём сочетание противоположных тёплых и холодных оттенков ещё и ласкает взгляд нашего внутреннего перфекциониста, ведь олицетворяет визуальную гармонию.

Винтажным эхом картина обязана не только цвету, но и реквизиту из разных эпох, и натурным экстерьерам. Квартира Амели и её соседа, «стеклянного человека», — декорации, однако остальные локации вполне реальны. Примечательно, что съёмки на натуре стали своеобразным вызовом для режиссёра, ведь до «Амели» он снимал преимущественно на студиях. Сюжеты предыдущих фильмов Жан-Пьера Жёне не требовали от него иного подхода и как нельзя лучше реализовывались именно в павильонах благодаря своим фантастическим концепциям, будь-то «Город потерянных детей» или «Чужой 4: Воскрешение» (1997). Но «Амели» требовала жизни: пробежаться по Монмартру, бросать камешки в канал Сен-Мартен, словить камерой фактурные соборы, людные улицы или пустынные вокзалы. Все эти локации, отражающие французскость фильма, сделали его очень самобытным.


   

Рис. 9. Локации: а) канал Сен-Мартен; б) базилика Сакре-Кёр; в) Северный вокзал; г) вид на Париж со смотровой площадки у подножья базилики Сакре-Кёр


Ещё одна визуальная фишка, которую просто невозможно не заметить, — это причудливые картины в интерьерах фильма. Смешные и сюрреалистичные, они так замечательно оттеняют забавность некоторых сцен. Автор этих картин — немецкий художник Михаэль Сова, работающий в жанре сюрреалистичной карикатуры и получивший прозвище «мастера беззвучного юмора».


  

Рис. 10. Картины Михаэля Сова


Изображения: скриншоты указанных фильмов