В основе культовой картины одноимённый скандальный роман Чака Паланика — история одной попытки разорвать порочный круг одиночества, иллюзий и одержимости потребительством, отравляющий внешне комфортную жизнь глобализованного социума. Газета New York Times даже иронично назвала фильм самой гламурной рекламой антиглобализма. Главный герой фильма — безымянный Рассказчик — прочно увяз, как ему кажется, в оковах цивилизации и навязанных ею ценностей. Внутренний бунт против общества в итоге перерастает в непримиримую борьбу героя с самим собой, а точнее со своим вполне материализовавшимся Alter ego.
«Бойцовский клуб» (1999) полюбился зрителям эстетикой отрицания, анархизма, декадентства и утрированного разрушения, что вполне вписывается в голливудский стандарт и выражает секрет успеха Дэвида Финчера — снимать режиссёрское кино на языке мейнстрима. Вот почему фильм-герой нашего сегодняшнего обзора — это не просто захватывающая история, но и продукт со скрупулёзно продуманной визуальной составляющей, в деталях которой и будем разбираться далее.
Образы героев. Так уж повелось, что Финчер любит снимать о специфических персонажах: вспомним «Загадочную историю Бенджамина Баттона» (2008), «Игру» (1997) или «Зодиак» (2007). «Бойцовский клуб» в этом плане не исключение. Рассказчик (Эдвард Нортон), Тайлер Дёрден (Брэд Питт) и Марла Сингер (Хелена Бонем Картер) как раз воплощают своеобразный социальный антистандарт. Рассказчик — главный герой, от лица которого ведётся повествование — имеет престижное жильё и хорошую работу, при этом он совершенно несчастен, страдает бессонницей и тайно ненавидит свой образ жизни, но не в силах противостоять привычкам и зависимостям. Тайлер — напротив, нонконформист, проповедующий извращённое понимание «очищения» и «духовного роста», реализуемое через насилие над собой и окружающими, а также через нивелирование привычных ценностей и разрушение атрибутов «ядовитого» капиталистического мира. Марла — типичная «роковая женщина», вызывающая одержимое влечение у главного героя, при этом с ней связаны все травматичные для него моменты. Обратившись к психоаналитической теории, в Марле можно увидеть персонификацию образа матери Рассказчика — доминировавшей и подавлявшей его мужское «Я», в то время как Тайлер отождествляется с образом отца и является Alter ego главного героя (неслучайно лейтмотив травматичных отношений с родителями неоднократно затрагивается в фильме).
Рис. 1. Образ Тайлера Дёрдена
Рис. 2. Образ Альтер-Эго Тайлера
Рис. 3. Образ Марлы Сингер
Визуализация потребительства. Тема критики необдуманного товаропотребления педалируется не только в диалогах, но и подчёркивается визуальными деталями. К примеру, режиссёр с нарочитой периодичностью вставляет кадры с продукцией узнаваемых транснациональных брендов, рекламой еды или с мусорными корзинами, переполненными использованной продукцией.
Рис. 4. Визуализация потребительства
Интересный приём использован режиссёром в сцене с каталогом мебели. Главный герой читает его прямо в туалете, что сатирично демонстрирует, насколько прочно потребление срослось с нашим бытом и стало практически одной из естественных потребностей человека. Продолжение этой идеи мы видим в последующих кадрах, где при помощи композитинга интерьер квартиры героя словно становится одной из журнальных страниц (по факту и состоящий из рекламируемой продукции). Это опять же подчёркивает зависимость от рекламы, стирающую грань между иллюзиями и реальностью, а также обезличивание человека на фоне приобретаемых им вещей.
Рис. 5. Визуальное уподобление интерьера квартиры стилистике рекламного журнала
Мотив двойников. Изначально по сюжету сложно догадаться, что Тайлер Дёрден — это второе «Я» рассказчика, порождённое его подавляемыми инстинктами, желаниями и потребностями. Но внимательным зрителям Финчер даёт визуальные подсказки. К примеру, шрам от химического ожога у Тайлера и Рассказчика на одной и той же руке. Или момент, когда изначально некурящий главный герой, обычно контрастирующий с вечно дымящим Тайлером, вдруг показан с сигаретой (визуальное уподобление).
Ещё одна фишка картины — это постепенное введение двойника в сюжет. До знакомства героя с Тайлером в самолёте он несколько раз на доли секунд мелькает в кадре или появляется в толпе в общественных местах. Это, опять же, даёт зрителю основание заподозрить, что Дёрден — плод воспалённого сознания рассказчика.
Рис. 6. Визуальные мотивы двойников
Эстетика гипермаскулинности. В «Бойцовском клубе» маскулинность приобретает гипертрофированную форму. Картина пестрит обнажёнными подтянутыми мужскими торсами, расквашенными в кровь лицами, насилием и жестокостью. Маскулинность здесь играет роль визуального противовеса кризису мужской идентичности, жертвой которого становится главный герой. Один из ключевых смысловых мотивов картины — это проблема изменившейся гендерной парадигмы общества, обусловленной новыми физическими и этическими стандартами жизни и повлёкшей изменение психологических и поведенческих черт сильной половины человечества. Главный герой на протяжении всего развития истории сетует на то, что был практически лишён отцовского воспитания. Отец не дал ему важных для мужского самоопределения установок, что в итоге и привело к кризису личности. Очевидно, что Тайлер Дёрден — это неслучайно возникшая галлюцинация героя. Воплощающий грубость, силу, жёсткость, авторитарность и сексуальную доминантность как высшую степень маскулинности, Тайлер символизирует в фильме своеобразную психическую компенсацию незакрытого гештальта главного героя и совершает его инициацию как мужчины. Неслучайно в процессе развития истории сам Рассказчик приобретает всё более мужественные внешние и психологические черты.
Рис. 7.
Мрачная цветовая палитра. Дэвид Финчер часто работает в эстетике гранжа, минимализма и тональной холодности. В «Бойцовском клубе» яркие цвета тоже практически отсутствуют. Преобладают грязные, холодные, приглушённые оттенки коричневого, зелёного, жёлтого и синего. Что ещё лучше сможет подчеркнуть атмосферу отрешённости, декадентства и разрушительного хаоса — неотъемлемых спутников фильма? Самым ярким цветовым акцентом, пожалуй, является красная куртка Тайлера Дёрдена, что символично подчёркивает его доминирующую сущность.
Рис. 8.
Визуализация пространств. Интерьер и декорации в картине Финчера характеризуют персонажей, поэтому они всегда важны. Например, грязный облупившийся Дом Тайлера противопоставляется прилизанной, обставленной в соответствии с трендами квартире Рассказчика, что вторит теме антиконсьюмеризма — одной из главных тем фильма.
Рис. 9.
Среди наиболее мощных визуальных приёмов «Бойцовского клуба» можно назвать грамотно выстроенное хитросплетение флешбэков и реальности, полностью отражающее содержание сюжета, где у главного героя потихоньку «едет крыша» и он теряет ориентацию во времени и пространстве, между сном и явью. Неимоверно эффектно выглядит и экспозиционный кадр, где камера совершает пролёт по этажам, сквозь замки и стены прямо к заложенной в фургоне взрывчатке, что даёт мощный толчок к развитию истории; или сцена взрыва квартиры, снятая в той же стилистике. Ну и, конечно, финальная схватка Рассказчика с самим собой и парад небоскрёбов, рушащихся словно под дирижирование невидимого Бога, подводят яркий визуальный итог фильма.
Рис. 10.
Текст опубликован с сохранением авторского стиля.
Изображения: скриншоты указанных фильмов