Концептом, на основе которого Коппола экспериментирует с художественными смыслами и сюжетом, выступает XVIII век, а именно время правления королевы Франции Марии-Антуанетты. Бывшая австрийская принцесса, а впоследствии супруга Людовика XVI, осталась в истории не только как фигура с неоднозначной репутацией, но и как законодательница мод. Светская жизнь французского двора представлена в фильме как апофеоз жеманной декоративности. Это время стиля рококо, господствующего в интерьерах, живописи и придворной моде. Лёгкая фривольность и сентиментальность эпохи нашли отражение в визуальной эстетике фильма, не только работая на привлекательность картинки, но и активно обыгрывая сюжетный контекст.
«Мария-Антуанетта» (2006) является образцом безупречного визуального стиля за счёт изящных фактур, зефирной лёгкости нарядов, кокетливых ракурсов, гармонии цветовой палитры и визуальных рифм. Именно эти художественные решения выделяют картину на фоне ей подобных, отличая, например, от «Барри Линдона» (1975) Кубрика, где воссоздаваемая эпоха рококо выглядит менее «конфетной» за счёт особой техники рассеянного света.
а)
б)
Рис. 1. а) Кадр из фильма «Барри Линдон»; б) кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
София Коппола отходит от академической точности костюмного кино и делает упор на яркие предметные и цветовые детали, акцентируя на внутреннем состоянии героини, меняющемся от юношеского инфантилизма до бунтарства, распущенности, спокойствия материнства, трагедии и в итоге морального опустошения.
Рис 2. Эволюция героини, отражённая с помощью визуальных элементов костюма и цвета
Платья под цвет пирожных. Картина Копполы получила заслуженный «Оскар» за лучшие костюмы. Их созданием занималась Милена Канонеро, на счету которой ещё три статуэтки за работу в таких визуальных шедеврах как «Барри Линдон» (1975), «Огненные колесницы» (1981) и «Отель «Гранд Будапешт» (2014). Обилие костюмов и предметов декора в «Марии-Антуанетте» действительно вызывает восхищение. Благодаря им фильм передаёт дух эпохи, ведь во времена рококо к деталям был особенный интерес. В то же время создательница нарядов версальских модниц изначально пошла «против системы», выбирая нежно-пастельную палитру платьев не по канонам, а по коробке известных французских десертов macaron. Теперь вы понимаете, почему образы героинь так прочно ассоциируются с воздушными пирожными.
Рис. 3. Цветовая палитра нарядов
Кстати, сами пирожные являются важным визуальным элементом в создании этой сладко-приторной атмосферы наслаждений и кутежа, а их дизайну, кажется, уделено не меньше внимания, чем костюмам и причёскам. Эти гастрономические чудеса французской кухни органично вписываются в версальские интерьеры, а для их демонстрации зачастую используются верхние статичные ракурсы, позволяющие разглядеть детали. Этот приём, как мы помним, любит и Уэс Андерсон, для которого дизайн интерьера и реквизита является своего рода фетишем.
Рис. 4. Детализированные ракурсы
Обувь как художественная деталь. «Мария Антуанетта» — это невероятное количество не только красивых нарядов, но и потрясающей обуви: от изысканных классических туфелек в стиле рококо (эксклюзив от Маноло Бланика) до панковых Converse.
а)
б)
Рис. 5. а) классика; б) панк
Сюжет картины пронизан тинейджерскими настроениями. Вначале покладистая и скромная принцесса вскоре проходит этап бунтарства, так близкий современной молодёжи. Коппола попыталась смазать вековые границы между поколениями, убрав из фильма некоторые исторические условности и снабдив говорящими деталями-анахронизмами, знакомыми современному зрителю. Именно такими деталями и являются кеды Converse, неожиданно мелькнувшие в одной из сцен, готический образ Антуанетты с чёрной помадой или периодически включающийся и задающий драйва постпанк-саундтрек. С одной стороны это так постмодернично, с другой — эта параллель даёт истории более обширный контекст.
Цветовая гармония. Основным визуальным средством выразительности картины является цвет. На нём завязаны не только эстетика и эмоциональный фон, но и драматургия. Функции цвета в «Марии-Антуанетте» очень разнообразны. В первую очередь это стилизация эпохи. Сочетания палевой и яркой палитры отражает исторические реалии эпохи рококо и создает расслабленную и воздушную, как безе, атмосферу.
Рис. 6.
Цвет активно участвует в создании характеров персонажей. Бледно-голубой цвет, представленный на кадрах ниже (Рис. 7.), изначально преобладает в оформлении интерьеров и одежды главной героини, символически подчёркивая чистоту и нежность юной невесты принца, а также её простодушие в отношении придворных интриг. К тому же цвет здесь маркирует драматургическую арку за счёт повторения в нескольких сценах и создаёт межкадровую цветовую ритмику.
Рис. 7.
Можно проследить, как с помощью цвета реализуются сюжетные конфликты между героями, например, между принцессой Антуанеттой и фавориткой короля. Режиссёр противопоставляет в кадре дисгармоничные цвета их одежд. Вызывающий пурпурный цвет платья фаворитки символически связан с верховенством и властностью, что отражает её желание утвердиться при дворе. Монохромный наряд Антуанетты, напротив, ассоциируется с чистотой и смирением, подчёркивая благородное происхождение принцессы в противовес фаворитке.
Рис. 8.
А вот кадр, представленный ниже — оммаж Копполы художнику Жаку-Луи Давиду: цвет и композиция кадра подражают его картине «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801).
Рис. 9.
Изображения: скриншоты указанных фильмов, Österreichische Galerie Belvedere