«Паспорт» (1990) — один из последних советских фильмов. А если быть точнее, это кинолента, снятая на пике перестройки нашими кинематографистами при участии кинопредприятий из Франции, Австрии и Израиля. Собственно, приглашение французского актёра на главную роль было обусловлено требованиями французской компании «Паспорт продюксьон», имевшей весомую спонсорскую силу при создании фильма. Что бы там ни говорили, но выбор в пользу Жерара Дармона на роль легкомысленного и горячего таксиста-грузина, попадающего в немыслимую эпопейную передрягу, оказался как нельзя удачным. Безупречная актёрская игра француза, дублированного за кадром грузинским актёром Мурманом Джинорией, натурально передаёт настойчивость грузинского менталитета и не вызывает сомнений, что перед нами самонадеянный, безбашенный и неотчаявающийся грузин среднего возраста. Кроме того, Дармон появляется здесь в двух ролях — собственно, в роли Мераба, неженатого таксиста из Тбилиси, и в роли его единокровного старшего брата Якова, еврея-полукровки, имеющего семью.

Вообще игра артистов — ключевое преимущество этого кинопроизведения. И здесь речь идёт не только о великолепном взаимодействии актёрского ансамбля, но и, в первую очередь, о восхитительной индивидуальной игре каждого из исполнителей. Яркими и органичными получились образы, мастерски слепленные советскими кинозвёздами первой величины. Это и жовиальный и многоликий авантюрист Боря (Олег Янковский), неисповедимыми путями пересекающийся с Мерабом в разных точках непреднамеренного зигзагообразного «путешествия». Это и властная жена Якова Инга (Наталья Гундарева), не отпускающая ни на шаг супруга. Это и хладнокровный экс-разведчик Сеня (Армен Джигарханян), без раздумий нейтрализующий всякого не понравившегося ему встречного «гуся» путём надавливания на расположенные за ушами уязвимые точки под названием «укус змеи» (кстати, одной из таких жертв становится справлявший малую нужду араб в исполнении самого Георгия Данелии). Это и появляющийся в одной лишь сцене смиренный раввин (Игорь Кваша), не теряющий тактичности в общении от того, что поставившие его в неловкое положение люди, которым, впрочем, до этого нет дела, ещё и не стесняются при нём своей наготы.

Эта картина, как и было заявлено её авторами, — трагикомедия, но и не только. Складывающаяся география местонахождения главного героя на протяжении всего действия позволяет отнести «Паспорт» также к эксцентрическому роуд-муви. Конечный же в этой истории территориальный пункт представлен в начальном кадре: фильм имеет фактически кольцевую сюжетную композицию. К тому же извилистый сюжет делает картину не просто трагикомедией, а трагикомедией положений, невольно напоминающей нам о французских комедиях положений 1980-х годов с Пьером Ришаром и Жераром Депардьё. Казалось бы, забавная непредсказуемость добавляет остроты зрелищу.

Однако что же мешает считать это кинопроизведение одной из вершин в творчестве Данелии, да что там одной из вершин — просто успешной работой? Вероятно, как раз таки чересчур накрученные сюжетные переходы, позволяющие нам не поверить в правдоподобие всей истории, погружённой в атмосферу, близкую к реальности. Неожиданные события, которые по всей своей логике должны были вызвать смех, не производят желаемого комического эффекта: фильм вызывает у публики жажду посмеяться, но не утоляет её, как и не утоляют герои-братья своё желание выпить шампанского перед прощанием друг с другом. Неоднократно повторяемое фотографирование арестанта в анфас и профиль служит не задуманным комическим приёмом, а клише, оставляющим зрителя равнодушным к происходящему.

В то же время элементы драмы, весь сок которой помещён ближе к концу фильма, усугубляют зрительскую неудовлетворённость недостатком ожидаемого зрелища, призванного развеять утомлённость публики, не прекращающей из уважения к великому режиссёру досматривать картину. Но всё же звучащая в финальных титрах красивая залихватская музыка Гии Канчели (эта же музыкальная композиция звучит и во вступительных титрах) вознаграждает зрителя за терпение и не даёт ему помереть от эмоционального обезвоживания.

Изображения: скриншот «Паспорт» (1990)