«И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,

Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав».

«Царь Эдип», Софокл

Проблемы мести, свободы, совести, памяти, зависимости от прошлого, французская классическая литература, кафкианский абсурд, античная мифология, страстная любовь, дикая жестокость, фатум и инцест — всё это корейский фильм, ставший классикой мирового кинематографа. Премьера самого известного на данный момент фильма Пака Чхан Ука «Олдбой» (2003) состоялась на Каннском кинофестивале в 2003 году, где картина снискала ряд восторженных отзывов от критиков, Гран-при фестиваля (вторая по значимости награда), а также почёт и уважение со стороны председателя жюри Квентина Тарантино. «Олдбой» так понравился Тарантино, что в следующем фильме, «Убить Билла. Фильм 2» (2004), он процитирует его в сцене с последними шагами Билла. Теперь, спустя семнадцать лет, «Олдбой» снова выходит из заточения, на этот раз — из заточения маленьких экранов с плохим качеством.

Очень трудно во всех деталях и тонкостях описать сюжет фильма. Это пример того кино, для которого невозможно существование в виде пересказа, а это может означать только одно — это кино настоящее. Трудно найти даже минуты для отдыха в этом параде киношного действия. Главный герой О Дэ Су (Чхве Мин Сик) — человек, отсидевший взаперти в незнакомой квартире пятнадцать лет. И за все эти пятнадцать лет ему так и не сказали, за что его похитили и заперли в помещении, напоминающем номер отеля, без окон, но с телевизором. За это время его жену убили, самого О Дэ Су выставили виновным в убийстве, а дочь отдали на воспитание опекунам. Внезапно, опять-таки по неизвестным причинам, его отпускают на волю в дорогом костюме и с полным бумажником. Теперь О Дэ Су готов пойти до последнего вместе со своей новой возлюбленной Ми До (Кан Хё Чжон), чтобы найти человека, испортившего ему жизнь, и отомстить ему.

Термин "oldboy", что в переводе с английского «старина», означает кроме дружеского обращения ещё и человека, который слишком поздно решил пойти в школу. Когда-то О Дэ Су действительно «прогулял» один очень важный урок в своей жизни, и теперь призвание его обидчика, богатого и влиятельного Ли У Чжина (Ю Чжи Тэ) этот урок преподать. Но кто здесь обидчик, а кто обиженный, ещё придётся разобраться.

В своё время «Олдбой» был назван одним из самых сложных фильмов в своей повествовательной манере. Модная ещё с 90-х годов игра культурными аллюзиями в этом фильме получила ещё один виток развития. Более того, оказалось, что эта самая игра необязательно должна быть игрой только ради самой себя. Главного героя заточают в тюрьме, будто графа Монте-Кристо, а мотивы заточения напоминают «Процесс» Франца Кафки. Пак Чхан Ук, читавший при работе над сценарием Софокла, выстраивает перипетии по законам античной трагедии. До определённого момента невозможно догадаться, что каждый из героев собой представляет и какие мотивы движут ими. Тот злой рок, который обрушивается на героя, не что иное, как искупление вины за проступок молодости. Прошлое в античной трагедии всегда вторгается в настоящее и не даёт быть будущему. И, наконец, самая жестокая сцена ближе к финалу — цитата из трагедии Софокла «Царь Эдип». О Дэ Су — пленник не столько маленькой квартирки, сколько собственного беспамятства, которое обеспечивает ему спокойствие и здравый рассудок. Беспамятство, как та самая тюрьма, является гарантом безопасности. Перефразируя русскую поговорку: «Меньше помнишь, крепче спишь». И исходя из того постулата, что память есть гарант свободы, можно сделать вывод — «олдбой» муки свободы не выдержал.

Корейский фильм, которому уже около двадцати лет, скорее всего, многие встретят в России как что-то новое. Вполне возможно, что целое поколение увидит фильм впервые. Такой фильм, как «Олдбой», не достоин спойлеров в адрес зрителей, о многих вещах лучше умолчать, дабы не лишить удовольствия. Но предупредить зрителя считаю своим долгом — будет больно и круто.