Кирилл Власкин


«Микки и медведь» (2019)

Режиссёр: Аннабель Аттанасио

В главных ролях: Камила Морроне, Джеймс Бэдж Дэйл, Кэлвин Демба, Бен Розенфилд, Ребекка Хендерсон, Роб Грабов



«Микки и медведь» (2019) — изящный дебют молодого режиссёра Аннабель Аттанасио. Камерная драма о жизни старшеклассницы из маленького американского города, которой пришлось слишком рано столкнуться со взрослой жизнью. Микки (Камила Морроне) ходит в школу, работает в мастерской таксидермиста, терпит дурачества своего парня Арона (Бен Розенфилд) и буквально тащит на себе жизнь своего отца Хэнка (Джеймс Бэдж Дэйл), психически нестабильного ветерана Иракской войны.

Микки готова отдать себя всю ради отца. Она вытаскивает его из-под ареста, ворует для него рецепты на лекарства, ведёт всё домашнее хозяйство, пока он играет в компьютерные игры. Ветеран Хэнк, страдающий приступами неизвестного психического расстройства, связывает собственную дочь по рукам и ногам всякого рода обязательствами. Он даёт ей крышу над головой, но эта крыша становится тюрьмой из обязанностей. Он приглашает её в кафе, но вместо платы за ужин подстрекает её на побег.

Колоритный образ Джеймса Б. Дэйла — самый яркий и сочный в фильме. Это своего рода тот жестокий ветхозаветный бог, который дал жизнь человеку, наобещал ему прекрасной жизни, но в итоге спятил на войне, спился и порой даже не узнаёт собственное дитя. На одном городском празднике Хэнк побеждает в конкурсе по поеданию ягод. Грубый бородатый мужчина со шрамами предстаёт перепачканным красной липкой ягодной массой. Когда-то такому «богу» нужна была жертвенная кровь, теперь достаточно клубники…

В жизни Микки появляется новый возлюбленный — англичанин Уайатт Хьюз (Кэлвин Демба), тихий романтик, мечтающий о карьере музыканта. Ради него Микки бросает заурядного Арона, но в итоге, после конфликта Уайатта с Хэнком, перед Микки предстаёт слюнтяй-недотрога, постоянно бегущий от всех проблем. Собственно, из Великобритании он сбежал тоже по этим причинам.

Серый провинциальный город США будто намеренно погружён в тишину, дабы раскрыть в звуках и музыке каждого персонажа фильма. Тихая Микки, чувствующая себя в покое только в своей маленькой разноцветной комнатке, наслаждается Интернет-видео. Все грубые и резкие звуки вроде ударов кулаком об стол или лязгающий металл происходят от отца. Арон и Уайатт — антиподы по музыкальным вкусам. Первый кайфует от громкого дабстепа, второй — от симфонической музыки и лёгкого хип-хопа.

Наконец, у Микки появляется шанс сбежать из этого гнетущего пространства. Университет Сан-Диего предлагает ей стипендию на обучение. Микки предстоит решить, бросит ли она старую привычную жизнь ради новой неизвестности или нет? Местный психиатр Лесли Уоткинс (Ребекка Хендерсон) — единственный человек, который пытается поддержать девушку. Когда-то она тоже училась на Западном побережье, а теперь является главным врачом психиатрической клиники. Доктор Уоткинс советует Микки рискнуть всем и отправиться в университет. Но готово ли юное создание к такому риску, который может оказаться чреватым как для неё самой, так и для отца?

«Микки и медведь» — жестокая гармония повседневной жизни, которая гнетёт человека при всех его начинаниях. Фильм о том, что надеяться в этом мире уже не на кого, ибо кругом только похотливая посредственность, тихое слюнтяйство и сумасшедшие божки. Верить некому, не в кого, жизнь — сильным, слабым — мечты. Можно подумать, что Микки повзрослела на фоне всех несчастий. Но крепко стоять на ногах — не значит повзрослеть. Повзрослеть — значит не бояться этими ногами ступать по земле, каким бы ни оказался конечный пункт назначения.

«Ода к радости» (2019)

Режиссёр: Джейсон Уайнер

В главных ролях: Мартин Фриман, Морена Баккарин, Мелисса Рауш, Джейк Лэси, Джейн Куртин



Небольшая комедия о человеке, страдающем катаплексией. Библиотекарь Чарли (Мартин Фриман) с детства падает в обморок при испытании сильной эмоции. В его случае самой опасной эмоцией является радость. Но вот из ниоткуда появляется девушка Франческа (Морена Баккарин), своим существованием доказывающая Чарли, что радостным и счастливым надо быть несмотря ни на что.

Формально стоит сказать, что фильм затрагивает важную социальную проблему адаптации людей с ограниченными возможностями и особыми недугами в обществе. Но преподнесено это как банальная романтическая комедия с плоским юмором. Популярный британский актёр Мартин Фриман в заглавной роли вставлен в фильм как главная фишка, но беда в том, что популярность затмевает реальные способности, скудеющие уже давно. Тот же доктор Ватсон из известного сериала, только без умного друга.

Морена Баккарин тоже не блещет большим талантом, но благодаря ей появляется небольшая грустная линия с умирающей от рака тётей (Джейн Куртин). Сложности в восприятие роли это не добавляет, хотя, видимо, должна была бы, но тут все претензии снова к актрисе. Линия с тётей вообще провисает как что-то с боку приклеенное, а её единственным местом в фильме становится место «для поплакать» между «мест для посмеяться».

О второстепенных ролях говорить как-то не приходится, так как даже фримановской популярности актёры не добились. Герои тянут какую-то одну линию безуспешно долго, отчего становится скучно. Например, Морена Баккарин, сыгравшая «промежуточную» возлюбленную главного героя Бетани, выезжает на образе зануды, интересующейся мелкими хобби. Но если опустить недоюмор и всю гадость вроде The Cranberries под виолончель и поцелуи под Генделя, то останется добрая история, что уже немножко радует.

«Женщина в огне» (2018)

Режиссёр: Джейк Скотт

В главных ролях: Сиенна Миллер, Аарон Пол, Кристина Хендрикс, Эми Мэдиган, Уилл Сассо, Скай Феррейра, Пэт Хили



«Американская женщина» — так на самом деле называется фильм, получивший в России ничем не обусловленное название «Женщина в огне». Бытовая драма о жизни американки Дебре (Сиенна Миллер), прошедшей долгий путь от лёгкомысленной гуляки до самостоятельной ответственной женщины. Ситуация, в которой существует Дебра, не совсем типична. В начале фильма ей 32 года, а она уже бабушка. Сама Дебра родила дочь в 16 лет (отец не принял ребёнка), дочь Дебры Бриджет (Скай Феррейра) примерно в таком же возрасте родила сына (ситуация с отцом аналогичная). Забегая вперёд, мы выясним, что и отец Дебры в своё время бросил семью. Выстраивается чёткая цепочка несчастных неполных семей.

Дебра живёт с дочерью и внуком по соседству с родственниками, работает кассиром в супермаркете, встречается с женатым мужчиной, любит выпить одну-две бутылки пива за вечер. Образ жизни её довольно разнузданный, перспектив никаких. Однажды дочь Дебры бесследно пропадает, и жизнь начинается по-новому. Дебра воспитывает внука как собственного сына, обзаводится более-менее стабильными отношениями сначала с тираничным Рэем (Пэт Хили), затем с непостоянным Крисом (Аарон Пол).

Постепенно она отказывается от какого-либо общения с мужчинами, олицетворяющими в фильме либо жестокость, либо тривиальность. Единственным приятным мужчиной оказывается муж сестры Дебры Терри (Уилл Сассо), ленивый, добрый (хоть и вспыльчивый) семьянин, не претендующий на место хозяина в доме. Дебра учится, получает прибыльную работу и в итоге переезжает в другой город вместе с повзрослевшим внуком (Эйдан Фиске) для новых свершений.

История взросления женщины за тридцать напоминает фильм «Отрочество» (2014) Ричарда Линклейтера, рассказанный от лица матери главного героя. Только здесь чтобы рассказать её понадобилась завязка из «Трёх билбордов на границе Эббинга, Миссури» (2017). История с исчезновением дочери, в итоге разрешающаяся довольно примитивно, вставлена в фильм как повод повзрослеть для Дебры. Стоило ли устраивать молодой одинокой матери Бриджет такую судьбу только ради «воспитания» Дебры (вопрос к авторам)?

Допустим, это возможно. Всё сводится к тому, что кризис нескольких поколений, доведший семью до пассивного пребывания в мире, имеет возможность разрешиться таким жестоким образом, как выпадение одного поколения из цепочки. Этот вопрос о жестокости дискуссионный, а фильм стоит посмотреть хотя бы ради Сиенны Миллер, шикарно исполнившей роль женщины, остепенившейся под напором всех трудностей. За эту роль можно попытаться даже простить заклинившую в американском кино тему. 
 

Ксения Масленникова

Отлив (2019)

Режиссёр: Кевин МакМаллин

В главных ролях: Джейден Мартелл, Киан Джонсон, Шей Уигэм, Алекс Нюстадтер, Дэниэл Золгадри, Кристин Фросет, Майк Ходж



1980-е годы. Трое друзей — Ред (Алекс Нюстадтер), Алан (Киан Джонсон), и Смитти (Дэниэл Золгадри) по ночам грабят частные дома. Операции проходят без сучка и задоринки, пока один из ребят — Смитти — во время очередного рейда не ломает ногу. Намечается крупное дело — заброшенный дом на острове. В качестве третьего вербуют Питера (Джейден Мартелл), младшего брата Алана. Но найденное в особняке золото становится яблоком раздора между участниками «операции» и вскрывает истинные сущности каждого из членов банды.
Психологическая драма в обёртке ностальгического кино с элементами классики спагетти-вестерна — что может быть лучше? Подобно героям культового «Хороший, плохой, злой» (1966, реж. Серджио Леоне), герои «Отлива» стремятся завладеть золотым кладом. Каждый преследует свои мотивы и цели — от вполне благих до а-ля «промотать всё в одну ночь». В процессе охоты за золотым макгаффином герои заключают союзы, подставляют друг друга и т.д., руководствуясь исключительно личными интересами — в точности как спагетти-вестерновая троица.
Ностальгических ноток 80-х добавляют эстетика и атмосфера Лос-Анжелеса, прямиком перекочевавшие из фильма «Ромео + Джульетта» (1996, реж. Баз Лурман). Тёплая гамма дневных сцен буквально источает с экрана тепло и жар солнца побережья и добавляет «лампового» флёра картине.

Инициалы С.Г. (2019)

Режиссёры: Рания Аттих, Даниэль Гарсиа

В главных ролях: Даниэль Фанего, Франсиско Лумерман, Джулианна Николсон, Диего Перетти, Малена Санчес 




Серхио Гарсес (Диего Перетти) — актёр массовки, неудачник по жизни, склонный к неконтролируемым приступам агрессии. В его жизни вряд ли может что-то произойти. Ехал на велосипеде и сломал нос — теперь даже в массовке сниматься нет возможности. В общем, полная непруха. Или всё же есть место празднику в жизни человека?
Лёгкая (со своеобразным юмором) комедия положений — очень странных положений и с очень странным юмором. В картине большая роль отведена закадровому голосу, комментирующему некоторые события или привычки, связанные с жизнью Серхио. С одной стороны, ход довольно «удобный»: не нужно обременять себя визуально-драматическими вывертами, чтобы пояснить контекст ситуации. Но с другой — закадровый голос усиливает комический эффект происходящего благодаря интонации рассказчика (Даниэль Фанего). Не последнюю роль играет и само содержание, и характер этих фактов.
Отчасти этот фильм, я бы сказала, о тщетности бытия или, скорее, о возможности его тщетности. Ибо весь фильм, как мне кажется, — череда событий ничем не выделяющегося субъекта. Ну разве только тем, что он очень похож на Сержа Генсбура и записал альбом с его каверами, но этот факт, указанный в аннотации, проскальзывает где-то в середине и теряется в череде жизненных перипетий. А уж чем он всё-таки выделился, говорить не буду, ибо спойлер — дело, сами знаете, неблагодарное.

Рецензии на другие фильмы, показанные в рамках Амфеста, ловим здесь: «Арахисовый сокол» (Юля Исаева), «К звёздам» (Кирилл Власкин), «Томмазо» (Антон Чеклуев), «Джокер» (Кристина Логинова), «Прощание» (Антон Чеклуев).

Изображения: CoolConnections