HBO продолжает радовать сериальных маньяков качественным контентом. «Игру престолов» (2011 — 2019) сменил «Чернобыль» (2019), который в свою очередь уступил эфирное время второму сезону «Большой маленькой лжи» (2017 — н.в.). Первый сезон ТВ-шоу стартовал в феврале 2017 года. В его основу был положен одноимённый бестселлер австралийской писательницы Лианы Мориарти. Сериал имел успех, поэтому шоу продлили на второй сезон. К «монтерейской пятёрке», состоящей из героинь Николь Кидман, Риз Уизерспун, Шейлин Вудли, Лоры Дёрн и Зои Кравиц присоединилась Мерил Стрип, героиня которой стала основным антогонистом. Второй сезон уже не имел под собой литературной основы, что осложнило работу шоураннера Дэвида Э. Келли.  Сюжет первого сезона был построен на интриге убийства, так что зритель до самого конца не знал, кто же станет жертвой, а кто — палачом, поэтому действие пестрило всевозможными флешфорвардами, отсылающими к «кровавой» развязке. Сюжет же второго сезона строится по обратному принципу: героини ментально возвращаются в прошлое и переживают снова и снова один и тот же момент, отравляющий их настоящее. Попутно каждая героиня борется со своими личными демонами, которые только усиливают чувство коллективной вины, свалившейся на «пятёрку».

Режиссёром второго сезона была назначена Андреа Арнольд — именитый автор таких фильмов как «Аквариум» (2009, премия жюри Каннского кинофестиваля), «Оса» (2003, премия «Оскар»), «Американская милашка» (2016, ещё одна премия жюри Каннского фестиваля) и др. Режиссёр первого сезона Жан-Марк Валле в то время был занят на съёмках «Острых предметов» (2018) — экранизации ещё одной на тот момент выстрелившей среди американской публики книги авторства Гиллиан Флинн («Исчезнувшая»). Кажется, что ничего не предвещало беды — Арнольд взяла дело в свои руки, отсняла необходимый материал и приступила к монтажу. Самое интересное началось, когда Валле вернулся со съёмок «Предметов» и начал самостоятельно руководить финальным процессом, попутно переснимая забракованные им сцены. Стоит ли говорить, что Арнольд была в ужасе от происходящего?  

Как бы то ни было, среднестатистический зритель обращает своё внимание в первую очередь на сюжет, а к нему у всякого смотрящего точно появятся вопросы. Во-первых, второй сезон перенасыщен флешбэками. Флешбэки в наши дни стали неотъемлемым атрибутом практически каждого сериала. Есть мнение, что если режиссёр решится снимать действие без таких сцен, то у него разовьётся чувство неполноценности (шуточки за триста). В один прекрасный момент, который наступает довольно быстро, подкатывает приступ тошноты от бесконечного возвращения в прошлое. Вторым минусом я бы назвала то, что история Селесты (Николь Кидман) стала окончательно превалирующей. Если в первом сезоне жизнь героини омрачал собственный супруг (Александр Скарсгард), то во втором в Монтерей подъехала свекровь — вышеназванная героиня Мерил Стрип, — которая привычно выдала блестящий перформанс в непривычном для себя амплуа занудной старухи, занимающейся морализаторством и открыто бросающей в лицо своим оппонентам разящие комментарии. Риз Уизерспун в интервью отметила, что для роли Мерил даже пыталась повторять мимику Скарсгарда, чтобы быть больше похожей на его мать.  

История Селесты, основанная на выявлении природы насилия и стокгольмского синдрома (привет Михаэлю Ханеке), — тема хоть и весьма актуальная, но по исполнению достаточно пресная. С разгаром сезона зритель начинает терять всякое сочувствие к героине. Предыстория отношений Пэрри и его матери ранее не поднималась, поэтому констатация фактов, касающихся их взаимоотношений, не производит эффекта потрясения, так как является бездоказательной. Мадлен (Риз Уизерспун) вынуждена весь сезон выпрашивать прощения у своего супруга (Адам Скотт), который выглядит весьма жалко в своей обиде на нелигитимные для брака похождения его жены. Зато оказавшаяся в таком же положении Рената (Лора Дёрн) в своём праведном гневе разносит всё вокруг за них двоих, убеждая, что в наградном сезоне разгорится нешуточная борьба за победу в актёрской номинации второго плана между Дёрн, Стрип и Уизерспун (кстати, буду болеть за последнюю). Вероятно, к ним добавится и уравновешенная Шейлин Вудли, героине которой гораздо тяжелее даётся борьба с психологическими травмами, полученными в результате сексуального насилия.  

Что касается Зои Кравиц (Бонни), то во втором сезоне ей уделяется больше экранного времени, но пользы от этого не очень много. Несмотря на всё вышесказанное, второй сезон — это не только про насилие и вину, это про то, каково быть женщиной в XXI веке. Если у тебя есть мало-мальские амбиции, не ограничивающиеся ролями матери и жены, то тебе непрерывно приходится балансировать между карьерой и семьёй. Перекос в одну из сторон приведёт к тому, что ты окажешься либо карьеристкой и плохой матерью и женой, либо матерью слишком заботливой, которая душит своё чадо в отсутствие иной деятельности, куда можно приложить свою неуёмную энергию. Стоит ли упоминать, что при этом ты должна хорошо выглядеть и тратить на поддержание своей увядающей красоты тысячи долларов?  

Подводя итог, скажу, что вы вряд ли пожалеете потраченного на сезон времени. Всё-таки зрителя подкупает уютная атмосфера небольшого калифорнийского городка с его волнующимся океаном и красивыми закатами, очаровательные героини, каждая из которых репрезентирует отдельный архетип, красивая состоятельная жизнь, протекающая в замкнутом круге, доступ к которому предоставлен не каждому. В общем, наслаждайтесь и помните, что «шампанское не бывает неуместным».  

Изображения: скриншот «Большая маленькая ложь» (2017 — н.в.)