Социальная драма режиссёрского дуэта молодых дебютанток Евгении Яцкиной и Алёны Рубинштейн «Это не навсегда» (2019, вторая дама-режиссёр — не совсем дебютантка, поскольку она ранее сняла одну из новелл к другому малоизвестному фильму «Ближе, чем кажется» (2015)) — альманах, состоящий из четырёх новелл, связанных между собой отдельными персонажами и объединённых вопросом перехода ребёнка из детского дома в новую семью. По сути, в этой картине представлены несколько моделей переживания детдомовскими чадами разных возрастных групп своего социального положения или же перемен вследствие своего усыновления.
Каждая из новелл незамысловато озаглавлена именем ключевого персонажа. «Ваня» — первая новелла, первоначально существовавшая как самостоятельная короткометражка. Эта история нечаянного и закономерного сближения одинокой пожилой женщины Екатерины Николаевны (Ольга Лапшина), устраивающейся после освобождения из тюремного заключения на работу в детдом поваром (до тюрьмы она работала главным бухгалтером), и не достигшего ещё отроческого возраста скромного и наивного мальчика Вани (Михаил Сазанов), нашедшего волею судьбы в коридорах детдома фото соискательницы работы и свято поверившего в то, что она и есть его настоящая мама.
Вторая новелла под названием «Миша» — рассказ о детдомовце иного психологического склада. В центре внимания здесь смелый, изобретательный и вместе с тем отчуждённый отрок Миша (Макар Пусторамов), не верящий в своё возможное счастливое вхождение в приёмную семью и из-за этого скептически относящийся к акту усыновления в целом. Благодаря своей недюжинной находчивости малец выходит на адрес своей старшей сестры и, отлучившись втихаря из детдома, заявляется в заветный дом, где переживает страшное разочарование (возможно, самое страшное в своей жизни). Связующим звеном первой и второй новелл выступают директор детдома Нина Александровна (Агриппина Стеклова) и педагог Ирина (Яна Есипович), спасающая своим состраданием вернувшегося в детдом мальчика.
Третья новелла «Петя» выводит нас далеко за стены учреждения: общество брошенных деток отправляется на море в летний лагерь. На мой взгляд, логичнее эту новеллу было бы назвать «Петя и Настя», поскольку здесь речь идёт о судьбе двух детдомовских воспитанников старшего отроческого возраста — Пети (Александр Агашков), ждущего воссоединения с родным отцом, бывшего вынужденным отдать сына в приют из-за своей постоянной морской службы, и Насти (Амалия Бырашева), которую хотят удочерить иностранцы. Собственно, знакомство девочки с её потенциальными приёмными родителями в кабинете директора детдома состоялось в новелле «Миша»: обеспокоенная таким неожиданным поворотом Настя выразила в том эпизоде неготовность и нежелание покидать детский дом. Здесь же на летнем отдыхе раскрывается одна из побудительных тому причин — близкие отношения Насти и Пети. Для зрителей остаётся загадкой, что между берущимися за руки юными героями перед необъятным морским пейзажем — тёплая дружба или первая любовь? Вычислив, что отец-моряк находится недалеко от расположения лагеря, Петя отправляется на поиски своего кровного родителя, пообещав Насте, что вернётся за ней. Их следующая встреча состоится спустя два года уже на другом морском побережье: подросший Петя (а фильм снимался три года, и актёр Александр Агашков за это время заметно подрос), зазывая через громкоговоритель туристов на прогулку на катере, наткнётся взглядом на Настю, счастливую в приёмной семье.
Четвёртая же новелла «Марта» происходит уже за пределами не только детдомовского учреждения, но и детдомовского социума, и потому её так же, как и первую историю, допустимо (но не факт, что целесообразно) рассматривать абстрагированно от всего остального экранного материала. В этом заключительном сюжете главная фигура — старшеклассница Марта (Марта Дроздова), родная дочь уже знакомой нам директрисы Нины Александровны, принимающей с мужем Игорем Эдуардовичем (Александр Мохов) решение усыновить мальчика Лёшу (Даниил Коновалов), несносного вследствие неоднократного предательства прежними приёмными семьями. Появление в доме малыша-плохиша превращает жизнь барышни, и без того переживающей переходный период, в ад, но и просвещает её с родителями в отношении семейных и общечеловеческих ценностей.
Из множества кинолент, затрагивающих проблему отказа родителей от детей и передачи подрастающих безродных живых существ в новые руки, наиболее тесно эта картина перекликается с фильмом Андрея Кравчука «Итальянец» (2005), в своё время выдвинутым от России на «Оскар». В той полуторачасовой драме, подробно вместившей историю крохотного и вместе с тем смышлёного ребёнка, усыновление детдомовцев приёмными семьями представляется как лотерея, на которой отдельные люди, с одной стороны, делают бизнес, а с другой, искренне видят в отъезде за рубеж лучшую долю для своих воспитанников. В отличие от «Итальянца», всё же по большому счёту являющегося сказкой (происходящая там интрига «сшита белыми нитками»), выполненной на высоком художественном уровне и рассчитанной на широкий экран, фильм-альманах «Это не навсегда» — это хорошее фестивальное кино, которое хоть раз полезно посмотреть всякому дотошному синефилу, а особенно полезно людям, отважившимся на ответственный шаг усыновления человека. Примечательным художественным приёмом, усиливающим принадлежность этого фильма к артхаусу, является применение анимационных зарисовок, мелькающих в виде сделанных белым (а иногда и чёрным) мелом символов в подсознании ключевых героев, переживающих аффективные ощущения. Работу преимущественно женского коллектива (помимо режиссёров Яцкиной и Рубинштейн третьей главной движущей силой в создании этой картины выступила продюсер Катерина Михайлова), тяготеющую по эстетической специфике к кинематографу Андрея Звягинцева, можно считать зачётной.
Изображения: КиноПоиск