«Что мы можем дать миру, Саша, кроме зарядки от айфона?» — эту реплику из фильма можно считать его манифестом. До недавнего времени Саша Горчилин был больше известен публике в качестве актёра. Он обрёл популярность на подмостках «Гоголь-центра» — площадки, славящейся тягой к экспериментальности и свободомыслию, а с некоторых пор и резонансной историей политического преследования Кирилла Серебренникова. Среди последних ярких фильмов с участием Горчилина — «Ученик» (2016) и «Лето» (2018). Над темой своего режиссёрского дебюта Горчилин решил не мудрить и снял кино о современной молодёжи категории «20+», а значит и о себе. Через образы своих героев Саша попытался изобразить визуальный и ментальный портрет поколения Y или так называемых миллениалов. Разбираемся, что из этого вышло и при чём тут кислота.
В названии, разумеется, двойное дно. И если вы в первую очередь подумали о кислоте лизергиновой, то вы отчасти правы. Без темы наркотиков, конечно, не обошлось, но она лишь косвенно вплетается в лейтмотив. Главных героев фильма Сашу (Филипп Авдеев) и Петю (Александр Кузнецов) тревожат проблемы более глубокие. Их причины скрыты не только в отсутствии у героев цели и смысла существования, но, в том числе, и в неудавшихся отношениях с токсичными родителями. Тема сейчас модная и, очевидно, близкая молодому режиссёру. Однако по факту перед зрителями всё тот же тургеневский конфликт «Отцов и детей».
Герои «Кислоты» мучаются осознанием своей бесполезности и беспомощности. У них, в отличие от их родителей, появилось время и возможности для саморефлексий. Они безуспешно ищут себя и, не находя, обвиняют всё и всех вокруг. Гипсового пионера, метафорично воплощающего старые ценности, можно растворить в кислотной ванне, а новых ценностей ещё не завезли. Поэтому пока миллениалы в поиске, они рейвят, совершают попытки суицида, глотая борную кислоту, множат беспорядочные половые связи и вторичное «искусство», которое ничего не значит, но хорошо продаётся. Всё это, по мнению режиссёра, хвосты одной Гидры, произрастающие из коммуникационного вакуума между родителями и детьми. Бутылочка кислоты, с которой связаны все поворотные моменты картины, выступает здесь как визуальная метафора внутренней разъедающей пустоты, заставляющей героев совершать странные поступки.
Завязка истории происходит, когда Ваня (Пётр Скворцов), друг Саши и Пети, в наркотическом бэд-трипе падает с балкона под «Why does my heart feel so bad» — абсолютно голый, в развевающемся плаще-простыне и прямо на глазах у Пети. Спросите, откуда столько китча? Не стоит забывать, что провокационность Горчилину привычна. Он сам, будучи в роли актёра, не раз оказывался в довольно щекотливых положениях: в фильме «Да и да» (2014) Германики, например, ему вообще приходилось пить, пардон, мочу — бутафорскую, разумеется. Видимо, подобные вызывающие художественные приёмы показались режиссёру-дебютанту весьма впечатляющими, и он решил «напоить» главных героев своего фильма кислотой. В целом, когда молодой режиссёр снимает для молодёжи — это автоматический карт-бланш, своеобразный кредит доверия от целевой аудитории, которая на самом деле негласно заявлена. Нет, это совсем не означает, что зрителям, не принадлежащим к поколению «next», фильм будет неинтересен. Вполне возможно, что очень даже любопытен. Взглянуть на своих детей или, скажем, младших братьев/сестёр со стороны — опыт весьма полезный.
Что касается актёрского тандема Авдеева и Кузнецова, можно сказать, что получилось интересно. Авдеев органичен, а вот Кузнецова хотелось увидеть в непривычном ему амплуа. «Только не в этом фильме, друзья», — беззвучно провозгласил актёр и снова сыграл любимый образ молчаливо-отрешённого брутала. Среди прочих в картине сыграли Арина Шевцова, Савва Савельев, Александра Ребенок, Роза Хаируллина.
Идея фильма прекрасно подытоживается одной фразой, сказанной героем: «Знаешь, в чём наша проблема, Саша? В том, что у нас нет проблем…». Финал картины настолько незамысловат, что даже смешон. В попытке как-то разрешить драматургический конфликт режиссёр сталкивает двух главных героев в откровенном диалоге, где Пётр практически проповедует другу новый образ жизни. Правда то, когда такая чудесная трансформация успела с ним произойти, остаётся за кадром. В кадре лишь россыпь тривиальных фраз и желание пойти в церковь. Подобный подход, разумеется, лишает финал его основной функциональной драматической точки, уплощает сюжет и оставляет много недосказанностей.
В целом, фильм интересен для единоразового просмотра. Однако попытка режиссёра порефлексировать на тему поколенческих проблем, как мне кажется, скатилась до взгляда в кривое зеркало.
Текст опубликован с сохранением авторского стиля.
Изображения: IMDb