Утром 25 февраля закончился очередной наградной киносезон. Все киноманы и просто неравнодушные облегчённо выдохнули и благополучно закрыли свои киногештальты до следующего Венецианского кинофестиваля. Именно Венеция уже который год подряд задаёт вектор, по которому в течение полугода будут кипеть страсти и звучать громкие прогнозы миллионов журналистов и ярых поклонников. Прошедший в сентябре фестиваль подарил целую россыпь будущих номинантов на «Оскар»: фильм «Ван Гог. На пороге вечности» получил 1 номинацию, «Человек на луне» Дэмьена Шазелла — 4, «Звезда родилась» дебютанта в режиссуре Брэдли Купера — 8, «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса и «Рома» Альфонса Куарона сенсационно получили по 10 номинаций.
По итогам фестиваля главную награду с острова Лидо второй год подряд увёз мексиканец. Жюри во главе с прошлогодним триумфатором Гильермо дель Торо присудило «Золотого льва» Альфонсу Куарону. Режиссёр, о котором после успеха «Гравитации» было практически ничего не слышно, на этот раз снял стопроцентную авторскую картину. Именитый мексиканец выступил одновременно в нескольких ипостасях: режиссёра, сценариста, оператора, монтажёра и продюсера.
Данная картина является во многом автобиографичной. Куарон воссоздаёт камерную Мексику начала 70-х в том виде, в котором она запомнилась ему ребёнком. Главной героиней режиссёр выбрал Клео (Ялица Апарисио) — девушку из мексиканских индейцев, которая вынуждена работать прислугой. Вместе со своей сестрой они трудятся в многодетной семье со средним достатком, проживающей в «Роме» — сравнительно престижном районе Мехико. Все немногочисленные события, происходящие в фильме, мы видим глазами девушки. Камера практически неотступно следует за Клео, оставаясь при этом автономной; она выдерживает некую дистанцию, плавно скользя вдоль горизонтальной оси, на время то замирая, то оживая вновь при выходе Клео из кадра.
Чёрно-белая эстетика картины, безупречная в своем исполнении, создаёт аскетичность и стилистическую выверенность визуального ряда. С одной стороны, такая условная чёрнобелость должна диссонировать с привычным антуражем, который обычно создаётся вокруг детских воспоминаний, с другой — данный выбор цветовой гаммы полностью соответствует выбранной тематике. Автор не ностальгирует по прошедшему времени, он визуально пишет сценарий судьбы обычной девушки, личная драма которой разворачивается на фоне драмы семьи, в которой она работает, и города, в котором она живёт. «Рома» — фильм об одиночестве среди людей, о том, что кажущееся счастье эфемерно, сиюминутно.
Сюжет картины окутан приметами, предвещающими ряд драматических событий. Природа и погода в фильме рифмуются с настроением героев. В редкие моменты затишья на небе сияет солнце, которое мгновенно сменяется дождём при зарождении новых сюжетных перипетий. Внезапно возникающие катаклизмы в виде землетрясения или пожара вторят нарастающей внутренней пустоте главной героини. Мотив смерти, который является универсальным для всей латиноамериканской культуры, постоянно витает в воздухе, воплощаясь в чучелах животных и даже в детских играх. Усталая Клео, которая принимает правила странной игры одного из детей, восклицает, что «ей нравится быть мёртвой», так как шуточная инсценировка смерти даёт ей возможность короткой передышки перед новыми делами.
Режиссёр не забывает и о деталях. Например, персонаж главы семейства, которого все почтенно называют «Доктором» и который окутан таинственным флёром, раскрывается через дымящуюся сигарету, логотип в виде короны на автомобиле или очков, придающих доктору нарочитую важность и серьёзность. Время от времени в фильме можно заметить или услышать гул пролетающего самолёта, который можно интерпретировать как символ недостижимого счастья, далёкого и ускользающего из судеб героев.
В фильме отсутствуют звуки недиегетического происхождения. Всё, что мы слышим, звучит внутри кадра. Музыка, телевизионные передачи, фильмы в кинотеатрах соответствуют тому временному периоду, о котором рассказывает автор. Режиссёр взял на себя смелость снять картину на испанском языке, не побоявшись потерять львиную долю американских англоязычных поклонников. Более того, согласно принятым условиям, картина должна транслироваться на стриминговой платформе «Netflix», не предполагающей показ фильма в кинотеатральном прокате. Данный факт снова, как и в ситуации с фильмом «Окча» в Каннах-2017, вызвал резонанс в фестивальном сообществе. Учитывая эти факторы и авторский стиль картины, «Роме» не удалось забрать главный «Оскар» и создать тем самым исторический прецедент. Консервативные академики выбрали победителем «Зелёную книгу» — зрительскую картину на привычную тематику расовой сегрегации, к сожалению, успевшую уже набить оскомину, как минимум, у всех неамериканских зрителей. Несмотря на это, «Рома», выбивающаяся из ряда основных номинантов, наверняка надолго запомнится всем искушённым зрителям.