Где только, как не в России, чуткого и внимательного зрителя мог найти сериал «Великая» (2020), посвящённый жизни императрицы Екатерины II Великой (1729 — 1796). И, конечно, только чуткий и внимательный русский зритель, безусловно обладающий всеми нужными знаниями по истории России, сможет самым честным и непредвзятым образом оценить сериал производства Австралии и Великобритании. Да возложится же на плечи миссия сея по оценке действа многосерийного!

В 2010-х годах телеэкраны России не раз терзали исторические сериалы, в том числе и про Екатерину II. Про сериал с ёмким названием «Екатерина» (2014 — н.в.), который до сих пор продолжается, долго разговаривать не приходится, ибо и сейчас пугает эта дешевизна, в которой не нашлось денег ни на парики, ни на пышность, ни на грамотных сценаристов. Незабываемым остаётся только Пётр III в исполнении Игоря Яценко. Такого чистого русского языка, как у Петра III, урождённого Карла Петера Ульриха, в этом сериале ещё не слышал свет! Чуть лучше дела обстояли с сериалом «Великая» (2015), где достаточно было и париков, и декора, и немецкого акцента Петра III (Павел Деревянко), но, к сожалению, сериал не пошёл дальше одного сезона, и всё закончилось свержением Екатериной нелюбимого мужа с престола. И в этом было всё её величие?

Фото ©️ IMDb

Наверняка оба этих сериала со всей строгостью в оценке были приняты зрителями, ибо видно же по ним, что и XVIII век на экране, и причудливо всё, а на мелочи вроде чистого языка немца, отсутствия париков и прочих исторических неточностей, которых достаточно было и во втором сериале, обращают внимание пусть историки-всезнайки. Но теперь, когда на дворе 2020 год, пришла пора нового испытания, сурового и непосильного. Ведь при просмотре нового сериала про Екатерину II уже не помогут те полузабытые обрывки мыслей из старых учебников истории, на которые только и была надежда. Сценарий сериала будто писал человек, в детстве имевший одни двойки по истории. В сериале перемешалось, как у школьника перед контрольной, абсолютно всё: Пётр III является сыном, а не внуком Петра I; женится Пётр на Екатерине уже императором; об императрице Елизавете Петровне и речи не идёт, а взамен неё есть странная императорская тётка Елизавета; существует церковный титул патриарха, на самом деле упразднённый ещё Петром I, и так далее. Но самое главное — между свадьбой и «разводом» супругов проходит не семнадцать лет, а всего полгода.

Когда за дело берутся британцы (Австралия и Великобритания как страны производства сериала — прим. MT), ждать исторической точности не приходится. Зато чего уж точно мало не покажется, так это «тонкого» британского юмора, объектом которого может быть всё, что угодно. Пару лет назад таким объектом была советская история на исходе тоталитаризма в фильме Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» (2017). Казавшийся глупой комедией фильм обернулся жёсткой и трагичной сатирой на государство, в котором власть достаётся не самому умному и справедливому, а самому быстрому и хитроумному. Формат сериала «Великая» примерно такой же, как и у «Смерти Сталина» — это трагедия, завёрнутая в обёртку глупой комедии.

Фото ©️ IMDb

Часто от заграничных проектов о России ожидают так называемой «клюквы»: водка, матрёшки, балалайки и медведь. Живой медведь здесь есть, и не самый дружелюбный, но апогеем «медвежачества» становится действительно забавный памятник Петру I, восседающему на медведе как на коне. Есть знакомые фамилии «Чехов», «Горький», «Ростов», «Раскольников», танцы под песню «Казачок», немного водки и умилительный возглас «Хуза!» (придуманный аналог «Ура!»). На этом «клюква», вполне недурная, заканчивается.

Екатерина (Эль Фаннинг) после свадьбы с Петром (Николас Холт) очень быстро разочаровалась в сумасшедшем супруге. Пётр III, Нерон и Калигула в одном лице, породил в стенах дворца настоящий «содом», где он сношается с разными женщинами на каждом углу, держит законсервированный труп собственной матери в стеклянном саркофаге на всеобщем обозрении и устраивает тошнотворные пиры по случаю победы над врагами с отрубленными головами этих самых врагов. Екатерина, без году неделю следующая в очереди на престол, вместе со своей служанкой Мариаль (Фиби Фокс), местным занудой-книгочеем Орловым (Саша Дхаван) и любовником Львом Воронским (Себастьян де Соуза), милостиво подаренным супругом, разрабатывает план по свержению психа с престола.

Фото ©️ IMDb

В сериал обильно вылито море похабных и даже жёстких шуток чуть ли не про каждого героя, но это не комедия, которая призвана веселить каждую минуту. Есть и такие сцены, в которых героев хочется и пожалеть. И неопытную Екатерину, которая ещё не готова к управлению страной, и её любовника Воронского, изначально подаренного ей как секс-игрушку, но оказавшегося первой сильной любовью, и Григория (Гвилим Ли), друга Петра, вынужденного терпеть за высокий статус прихоти императора, в том числе и измены жены. Будут здесь сцены, где и сам император-безумец Пётр предстанет объектом если не понимания, то хотя бы сочувствия.

Действительно, только чуткий и внимательный русский зритель может проникнуться этой историей. Ведь только ему доступны те знания, благодаря которым можно посмеяться над нелепицами сериала. В сериале всё работает на тонкий юмор: перепутанные исторические события, выдуманные персонажи, разнообразный актёрский состав, среди которого есть актёры африканского и индийского происхождения. Уже появились отрицательные оценки сериала только в связи с разнорасовым актёрским составом. Но на самом деле этот элемент гармонично вписывается в весь сумбур, происходящий на экране. Юмор снимает здесь все обвинения в якобы «показушной» толерантности современного европейского сознания. Не каждая шутка здесь вызовет хотя бы улыбку, но как целое произведение сериал «Великая» может посмешить. А при таком количестве фантазий от сценариста ещё и заинтриговать на следующий сезон.

Лишь бы только не пойти нам путём предрассудков, требующих «достоверности», которую мы все, конечно, прекрасно знаем.