Я не поленюсь и приведу полностью высказывание о будущем на момент интервью фильме режиссёра Карена Оганесяна: «Это будет фильм, который по-настоящему интересно смотреть — зрелищный, с захватывающим сюжетом, неожиданными поворотами, живыми героями, заставляющими сопереживать им. Я считаю, это первый проект для российского кино в подобном жанре. Николай Куликов написал потрясающий сценарий, пропитанный не только интригами, но и иронией, что, на мой взгляд, ставит его на ступень выше привычных фильмов о секретных агентах. Ведь всегда интересно наблюдать за человеком, который даже в самых экстремальных ситуациях не теряет чувства юмора» (источник).
А теперь давайте пройдёмся по пунктам уже на готовом материале «Героя» (2019).
1) Зрелищность. Да, очевидно, режиссёр делал ставку на этот компонент, подбирая соответствующие локации — застеклённый с потолка до пола небоскрёб, живописные одиноко стоящие здания, пейзажи, аэродром с парашютистами. Экшен — превалирующий жанр. Действие насыщено погонями, драками, прыжками с парашютом, водными баталиями. Проблема, конечно, кроется в качестве исполнения этих сцен. Например, авторы фильма внедряют столь набившие оскомину слоу-мо. Помните, Георгий Мельников писал, что «этим, увы, грешат все отечественные блокбастеры» (рецензия на фильм «Тайна печати дракона» (2019)). Вероятно, эта особенность кинематографа до сих пор никого не смущает, так как зритель просто не сможет устоять при виде то и дело медленно разлетающихся осколков стекла. Впрочем, оставим эту составляющую пока в покое.
2) Захватывающий сюжет. Что ж, под этим авторы понимают следующее: более пятнадцати лет назад полковник Родин (Владимир Машков) собрал группу подростков-сирот, которые прошли курс «шпионского мастерства». О самой подготовке мы узнаём только из мимолётных реплик главных героев — Андрея (Александр Петров), сына Родина (кстати, оцените пафос фамилии), и Маши (Светлана Ходченкова). После спецподготовки малолетних агентов расселили по всему земному шару, где они и провели всё это время в ожидании приказа к действию. А приказ отдать было и некому, потому что полковник Родин погибает сразу после окончания обучения сирот. Так себе и живут в простое наши горе-разведчики, теряя былую хватку и не понимая, зачем всё это с ними произошло. Но главное: несмотря на вполне сложившуюся заграничную жизнь, они не теряют любви к Родине и общему отцу-наставнику. Ну потому что это как-то не комильфо, сами понимаете.
В эту канву сценарист вплетает ещё и проблему отцов и детей. Довольно быстро нам дают понять, что Андрей обижается на холодность отца, которому дети-сироты ближе собственного чада настолько, что в своё время полковник выдворил сына из шпионского отряда. Выяснение отношений выглядит жалким и бездушным (кажется, это наш любимый эпитет в MAD TOSBY), потому что Александр Петров играет Александра Петрова, а Владимир Машков — Владимира Машкова. Возьмите любые их фильмы за последние два-три года, и вы не отличите их персонажей друг от друга. Что касается иронии, то она сводится к лёгким словесным перепалкам между Андреем и Машей по принципу «кто круче», которые быстро сводятся на нет с прояснением истинных мотивов Маши. Впрочем, пика ирония достигает, когда до нас доносят (не побоюсь спойлера), что Маша беременна (догадаетесь, от кого?). Так вот, говоря о «потрясающем сценарии» Николая Куликова, заметим, что больше пользы от этого автора можно получить в коллаборации с другими сценаристами, которые, например, работали с ним над «Экипажем» (2016) и «Легендой № 17» (2013). А вот сольное выступление явно не задалось.
Не могу не отметить ещё один раздражающий момент: картина просто пронизана острыми ракурсами снизу. Для чего это сделано, остаётся открытым вопросом. Может, авторы дают нам понять, что перед нами современные боги (читай: герои), на которых мы имеем право смотреть только снизу вверх? Друзья, подводя неутешительный итог, скажу, что это плохое кино, на которое тратить ваше дорогое время было бы непозволительной роскошью. Напомню, что многие (но не я) тоже ругали шпионский боевик Люка Бессона «Анна» (2019) — вот поверьте, что «Анна» точно заслуживает большего уважения, чем наш «Герой». Кстати, выбор названия «Герой» для этого фильма тоже никак не обоснован, так как на поверку герой оказывается тщедушным, а подвиг его хоть и значим, но мало интересен.
Изображения: КиноПоиск