А вы не были на Таити? То есть я хотела спросить: а вы видели трейлер «Войны Анны» (2018)? Если вы его посмотрите, то, возможно, вам покажется, что картина снята в жанре «хоррор», и это может вас сбить с толку. Хотя фильм Алексея Федорченко — это и есть самый настоящий хоррор, пробирающий зрителя до костей. И пугающая сила сконцентрирована не в подкроватном монстре или гипертрофированной кукле, а в максимальной приближенности к реальности.
«Война Анны» — это камерное кино: всё действие разворачивается в замкнутом пространстве. Маленькая Анна (Марта Козлова) оказывается узницей поселковой школы, территория которой охраняется немецкими оккупантами (действие начинается в конце 1941-го). Никто из находящихся в школе людей (а там есть и животные) не подозревает о близком соседстве с Анной, которая нашла своё убежище внутри камина, расположенного в кабинете географии. На стене кабинета висит карта Европы с флажками, размечающими оккупированные нацистами советские территории — важная деталь, которая сыграет ключевую роль в финале.
Анна вынуждена приспосабливаться к жизни в заточении, так как покинуть школу у неё нет никакой возможности — периметр территории охраняется свирепой немецкой овчаркой. С развитием сюжета локальная война девочки будет идти по всем фронтам — малышку будет сопровождать ежедневный голод, лютый холод, страх быть в любую минуту обнаруженной врагом. Каждые сутки для Анны — это бесконечно продолжающийся день сурка. Федорченко подчёркивает эту невыносимую длительность одного дня с помощью затемнения, в которое переходят финальные кадры каждого из эпизодов. Анна превратится в «nocturnal animal» — вся её активность будет происходить по ночам.
Невозможно не отметить стойкость актрисы. Смотря на Козлову, никак не подумаешь, что перед тобой ребёнок: выдают её только хрупкие параметры. Тем не менее, именно малый возраст в большей степени работает на эмоциональное восприятие картины зрителем: резонирующее сочетание детскости и взрослости вызывает наибольшее потрясение. Анна попеременно пробуждает в зрителе то жалость, то ужас — поступки девочки не столь однозначны, хоть и продиктованы безвыходной ситуацией «на войне как на войне».
Предметный мир картины детально проработан. Каждая вещь в обиходе Анны имеет чёткое предназначение и работает на общую идею картины. Несмотря на серьёзность заявленной темы, Федорченко привычно для себя вносит в действие эффект сюрреализма и фантастичности, при этом органично вплетая его в сюжетную канву. Речь об эпизоде празднования нацистами Нового года: это кульминационная точка фильма, в которой риск девочки быть разоблачённой — самый высокий. Однако уже следующая сцена нивелирует саспенс, добавляя даже немного комичности, когда мы видим Анну поедающей печенье, вылепленное в виде огромной свастики. Этот момент можно рассматривать как репетицию грядущей мести.
Сценарий Алексей Федорченко прорабатывал с Натальей Мещаниновой, которая на том же «Кинотавре», где стартовала «Война Анны», отобрала у Федорченко главный приз с отличным фильмом «Сердце мира» (2018). Федорченко же щедро был вознаграждён позднее: фильм признали лучшим Гильдия киноведов и кинокритиков России (премия «Белый слон»), Национальная Академия кинематографических искусств и наук России (премия «Золотой орёл») и Российская академия кинематографических искусств «Ника» (премия «Ника») — удивительное единодушие.
Однако все регалии не позволили «Войне Анны» выйти в полноценный широкий прокат. Кинотеатры, демонстрирующие этот фильм, пришлось натурально искать днём с огнём. Несмотря на этот печальный факт, я рекомендую посмотреть эту картину каждому и надеюсь, что у вас появится такая возможность. Это действительно удачный пример того, как надо снимать камерные фильмы, чтобы они не выпускали внимание зрителя из своих тисков. Вполне вероятно, что фильм в этом году выдвинут от России на премию «Оскар» — если для вас это что-то значит, конечно.