Перед долгожданным третьим сезоном «Очень странных дел» (2016 — н.в.) стояла очень сложная задача и огромная ответственность: планка качества двух предыдущих частей была безумно высока. Вышедший на Netflix в 2016 году первый сезон стал новым словом в сериальном сторителлинге и погружении зрителя в происходящее на экране. Сценарий, атмосфера, актёрская игра, саундтрек, саунд-дизайн, монтаж — блестяще выполненные элементы можно перечислять бесконечно. Технически сериал не мог вызвать нареканий, за исключением небольших «киношных» клише, которые, тем не менее, никоим образом не портили общую картину. Сразу после выхода сериал обрёл целую армию фанатов и не оставил равнодушными остальных своих зрителей, сохранив приятное послевкусие и явный намёк на продолжение.
В чём же был его секрет? Вероятно, в том, с какой осторожностью и, можно сказать, нежностью авторы фильма отнеслись к отображению ностальгических нот, касающихся эпохи 1980-х (именно в этот временной промежуток происходят события сериала). Отпечаток массовой поп-культуры той эпохи чувствуется в сериале невооружённым взглядом даже для тех, кто эту эпоху не застал либо живёт в другом полушарии. Причём ощущается эта эпоха на совершенно разных уровнях — от декораций и саундтрека внутри кадра и вне его до прямого или косвенного цитирования тех или иных произведений. Хочется заметить, что сериал не боится показаться вторичным на фоне элементов, взятых из других фильмов или разговоров про них. Все эти бесчисленные отсылки и «пасхалки» рассчитаны именно на то, чтобы их заметили и расшифровали: их не прячут, а выставляют напоказ. Мешает ли это повествованию? Нисколько. Дополнительный, практически виртуальный слой культурной среды работает как ретрофильтр, добавляя сериалу практически подсознательную достоверность. И всё это на фоне оригинального сюжета, прописанного настолько грамотно, что весь сезон смотрится на одном дыхании. Так что вполне логично, что «Очень странные дела» вмиг обрёл культовый статус, хоть и использовал объекты культа как вторсырьё.
Разумеется, такой успех не мог не повлечь за собой вполне ожидаемое продолжение. Мы получаем второй сезон: больше персонажей, больше сюжетных линий, больше монстров и больше 80-х! Можно ещё добавить: более эпичный сюжет и более яркая картинка. Сериал действительно стал гораздо богаче с визуальной точки зрения: приглушённая палитра, рисующая жизнь провинциального городка, сменилась яркими красками неоновых огней. Несмотря на то, что по сценарной структуре второй сезон очень сильно похож на первый, скучнее от этого он не становится. Новые персонажи, углублённые сюжетные линии старых, события, на фоне которых происходит основная история, — все эти факторы всё также работают на атмосферу. Тем не менее, история стала больше акцентировать внимание непосредственно на главных героях: если второстепенных персонажей стало больше, то эпизодические лица начинают потихоньку исчезать. И даже несмотря на это, второй сезон ни разу не уступает первому; главным героям, заявленным ранее, выдаются новые роли, позволяющие лучше раскрыть их типажи. Так мы и получаем практически идеальную формулу успеха. А раз фигурирует слово «успех», то, значит, и продолжение не за горами, хоть на него намекнули не так явно, как в первый раз.
Здесь мы подходим к виновнику торжества — к долгожданному третьему сезону. Что от него ожидать? Будет ли он хуже или лучше предыдущих? Что ещё можно придумать, когда всё уже было расставлено по местам? Все эти вопросы отходят на второй план после просмотра вступления первой серии триквела. И вот как всё обстоит: события происходят в очередной типичной (это важно) секретной лаборатории, в которой орудуют самые настоящие ЗЛЫЕ РУССКИЕ (к слову, фразу «Evil Russians» вы услышите ещё не раз), будто сошедшие прямо из боевиков 80-х (это тоже важно). И это становится основной завязкой сюжета, но к русским (советским) вернёмся позднее. На дворе 1985 год, страна готовится к Дню независимости, главные герои уже начинают разбиваться по парочкам. Майк (Финн Вулфард) и Оди (Милли Бобби Браун) вовсю осваивают такую ипостась подростковой жизни как первые отношения, отчего привычный уклад знакомой нам мальчуковой компании начинает трещать по швам. Лукас (Калеб Маклафлин) на фоне встречается с Макс (Сэди Синк), Дастин (Гейтен Матараццо) уходит в теории заговора и пропадает из виду, а бывшему жертвой в предыдущих сезонах Уиллу (Ноа Шнапп) хочется играть в «Подземелья и драконов», как в старые добрые времена (но половое созревание друзей оказывается сильнее).
Более «взрослые» же персонажи сериала пытаются наладить свою жизнь. Бывший плейбой и хулиган, а ныне герой и просто душка Стив (Джо Кири) нынче работает мороженщиком в местной забегаловке на пару с новенькой в сериале девчушкой Робин (Майя Хоук). Джонатан (Чарли Хитон) и Нэнси (Наталия Дайер) встречают проблемы карьерной иерархии и понимания друг друга, шеф полиции Хоппер (Дэвид Харбор) переживает отеческие волнения по поводу стремительно взрослеющей Оди, а Джойс (Вайнона Райдер) всерьёз озадачена неработающими магнитами на её холодильнике (серьёзно, её сюжетная линия начинается именно так). Отдельно стоит сказать о том, какая роль уготована, пожалуй, основному «персонажу» — новому торговому центру «Старкорт», вносящему радикальные изменения в жизни города и главных героев, с которым связаны основные события сезона.
И вот мы подходим к тому, что требует серьёзного обсуждения и осмысления. Если второй сезон «Странных дел» умножил достоинства и недостатки первого примерно в два раза, то третий возвёл всё вышеописанное в абсолют. Краски стали ещё ярче, отсылок стало ещё больше, а то, что в обычной ситуации считается угловатостью сценария, высмеивается тут самими персонажами. Отдельно стоит упомянуть декорации, на фоне которых происходят самые странные дела в городке под названием Хоукинс. Центральным местом притяжения героев становится огромный торговый центр «Старкорт». Ему отведено, как я уже говорил, чуть ли не самое главное место в сериале. Нам показывают расцвет культуры потребления во всей её красе: яркие люди, проводящие своё время на фоне ярких вывесок, толпы желающих если не купить вещи, то хотя бы на них посмотреть. Особенно запоминается пусть и клишированная, но важная сцена, в которой всё ещё немного оторванная от социума Оди впервые попадает в этот рай для шоппинга. И тем ироничнее становится тот факт, что именно этот торговый центр становится по сюжету самым опасным местом в сезоне. Второй по важности акцент делается на праздновании Дня независимости. Нам показывают не только пышную ярмарку с фейерверками, аттракционами, конкурсами, попкорном и счастливыми в своём неведении людьми, но и изнанку подобного празднества. Не менее иронично этот праздник становится ключевой точкой в битве добра и зла. При этом те персонажи, которых мы видим, порой радикально отличаются от тех, кого мы можем помнить по первому сезону. Благо есть сезон второй, который и даёт толчок этим изменениям. Сюжет триквела развивается чуть более стремительно и по той же структуре, которая успешно себя зарекомендовала: немного предсказуемо, но на общую картину влияет положительно. Тем не менее, именно к сюжету у общественности возникло больше всего вопросов и претензий.
Самый главный камень преткновения нового сезона (по мнению большинства соотечественников и не только) — самая развесистая за последнее время клюква. ЗЛЫЕ РУССКИЕ (советские) выглядят тут настолько клишированно и стереотипно, что поначалу режет глаза, которым уже не очень хочется верить. Сознание отказывается принять тот факт, что братья Даффер, подарившие нам два сезона потрясающих эмоций, проявляющие внимание к деталям и аккуратность в экранизации ностальгических чувств, решили ступить на такую кривую дорожку, при этом делая это так грубо и прямолинейно! Вы только посмотрите на эти яркие зелёные гимнастёрки, каменные лица, автоматы Калашникова и акцент с Брайтон Бич: такое чувство, будто я смотрю типовой клюквенный американский боевик времён Холодной войны! Хотя постойте…
Именно в этот момент и приходит озарение. Именно в этот момент важно понять, насколько далеко создатели сериала решили пойти в детальности проработки атмосферы 1980-х годов, насколько высоко они решили поднять уровень отсылок и культурной идентичности той эпохи. Настолько, что не побоялись сделать отсылкой сам сериал, закрутив весь сюжет вокруг такого противоречивого референса. Да, «плохие русские» довольно часто появляются в западном кинематографе, но в современных фильмах их стараются показывать более-менее близкими к реалиям ХХI века, делая упор на легендарную русскую мафию либо обобщая образы с представителями других стран Восточной Европы. Где-то, конечно, проскакивают образцы по типу «Красного воробья» (2018), но это уже скорее исключение, чем правило. Тема «красной угрозы» в её первозданном виде давно себя исчерпала, став настоящим объектом фольклора, чем и воспользовались авторы третьего сезона «Странных дел». А чтобы сомнений не оставалось, достаточно просто посмотреть на одного из главных злодеев сериала — на двухметрового советского Терминатора, неумолимо следующего по следу главных героев. Тяжесть его челюсти чувствуешь даже сквозь экран, холодная пустота его взгляда вызывает мурашки: при первом же появлении в кадре он спокойно поднимает человека одной рукой, не забыв при этом той же рукой сломать ему шею. «Не верю!» — скажете вы. Правильно, на этом и сделан акцент. Ведь чтобы в это поверить, надо подключить шестое чувство. И если сделать это правильно, то «Очень странные дела 3» просто сделают свою работу — не оставят вас равнодушными, подарив целый калейдоскоп эмоций.