Рейтинги ожидания сериала «Новый папа» (2020) ещё до премьеры возвели его в ряд главных сериалов года. Ажиотаж вполне объясним, ведь это не что иное, как сюжетное продолжение нашумевшего в 2016-ом «Молодого папы», воспринятого глотком свежего воздуха в сериальной индустрии, а также ознаменовавшего новый виток в карьере Джуда Лоу. Наблюдение за тем, как отрешённо прикуривает этот красавчик в облачении понтифика едва ли воодушевляло зрителя меньше, чем перипетии судеб ватиканского «бомонда». Лоу в главной роли папы Пия XIII воплотил в своём образе ту самую недосягаемую «святость», приводящую общество в экстаз на протяжении веков. Тайна, секрет которой можно найти на табличке любого музейного экспоната, где предостерегающие слова «руками не трогать» вызывают непреодолимое желание сделать наоборот. Итак, Пий XIII, в миру Ленни Белардо, превращается в суперзвезду Ватикана, отмеченную ещё и чудотворными деяниями. Как вы помните, первый сезон закончился тем, что у молодого папы случается сердечный приступ и весь католический мир замирает в ожидании неизвестного.
Приятная новость «Нового папы» для поклонников очевидна — Ленни Белардо остаётся жив после множественных операций на сердце. Плохая новость состоит в том, что он пребывает в коме, поэтому большую часть сезона вам придётся наблюдать за всё ещё прекрасным, но обездвиженным Джудом Лоу. Теперь на лавры вашего восхищения будет претендовать Джон Малкович, сыгравший нового папу Иоанна Павла III, до принятия сана — Джона Брэннокса. Что объединяет обоих пап, так это преемственная загадочность: Джона Брэннокса тоже тяготит семейная тайна, на которой построена мотивация всех его поступков и образа в целом. Новый папа, избранный по протекции главного интригана кардинала Войелло (Сильвио Орландо), пытается быть ещё ближе к народу. Если Пий XIII остаётся для католиков неким идолом, почти мессией, которому пребывание в коме только добавляет очков, то Иоанн Павел III избирает публичность как стратегию борьбы за признание. Ему нечего предложить своей пастве, кроме собственного примера переосмысления трагического опыта.
Большая часть сериального времени уделена линиям второстепенных персонажей и, разумеется, новому папе. К слову, большинство героев «Молодого папы» перекочевали в новый сезон. Сюжетные повороты первых шести серий не вызывают энтузиазма. Многие сценарные ходы кажутся нелепыми попытками спровоцировать зрителей или развлечь по принципу телешоу, отвлекая публику зрелищем, мотивация и логика которого остаются под вопросом. В этом промежутке Соррентино в основном иронизирует над церковными конами, обличая в них двоякую мораль, часто исключающую нюансы и идущую в противоречие с нуждами современности. Здесь зрителя могут порадовать подковёрные игры кардиналов и сестёр, поданные со свойственным режиссёру тонким сарказмом. Что касается линии Джона Малковича, то он успешно отыгрывает эксцентричную богемность, привычную ему ещё с «Опасных связей» (1988); менее успешно — задуманную авторами панковость, наследие которой с трудом угадывается в нарочито подведённых глазах будущего понтифика и паре экспрессивных журнальных фото из далёкой молодости. В целом в сериале прослеживается сюрреальный мотив двойничества, словно в кривом зеркале отражающий жизни героев. Новый папа как alter ego Ленни, которому всё-таки удаётся духовно примириться с родителями и потерей брата (опять же, близнеца). В отличие от Ленни, Брэннокс выступает нерешительным, мягким и совсем не жаждущим становиться иконой для католиков. Два папы похожи и не похожи одновременно. Но следует отдать должное Лоу: когда он начинает активно участвовать в последних сериях сезона, действие сразу оживает — благодаря то ли харизме героя, то ли наконец-то явно накалившемуся конфликту.
Магия сериала в тонком балансе между сатирой и глубиной. Вот полураздетые монахини, пляшущие вокруг неонового креста под клубные ритмы, а вот трепетные проповеди папы про обычных людей — недолюбленных, непонятых, осмеянных и некрасивых. И этот когнитивный диссонанс от красоты в несовершенстве и пороке в добродетели в конечном счёте формирует симбиоз сложных чувств, не дающий вам отвлечься. В «Новом папе» Соррентино обостряет проблемы католической церкви до предела: религиозный фундаментализм, исламский терроризм, продажность, гомосексуальность, педофилия, похоть и двуличие священников — всё, что могло бы стать сенсационными хедлайнами новостных сводок. Интерес заключается в разных подходах двух пап к их решению.
Среди неожиданностей – камео Мэрилина Мэнсона и Шэрон Стоун. По качеству операторской работы «Новый папа» не уступает предыдущему сезону. Порадуют поклонников и режиссёрские решения. Сериал пестрит обилием глубоких визуальных метафор, которые обличают в Соррентино безусловного художника. Он играет с киноязыком, позволяя себе иногда в целях замысла опуститься до «сленга», на контрасте с которым следующая изысканная кинофраза выглядит ещё виртуознее.
Нельзя сказать, что сериал смотрится на одном дыхании. Хотя махинации Войелло и режиссёрский стиль всё ещё остаются на высоте, многие решения после «Молодого папы» уже не удивляют. Тем не менее, Соррентино припас пару неожиданных козырей в рукаве. Но пока пусть это останется для вас интригой.
Изображения: IMDb