Стоит отметить, что Рурк взялась за экранизацию очень популярной биографической истории о борьбе за британскую корону Марии Стюарт и Елизаветы Тюдор. Идеологическое и политическое противостояние королев-сестёр легло в основу множества произведений мира литературы и искусства. Поэтому удивлять зрителя новыми вариациями знакомых событий на экране становится всё сложнее. В кино образ Марии Шотландской воплощался Кэтрин Хепбёрн, Ванессой Редгрейв, Камиллой Разерфорд, а Елизавету I блистательно играли Бетт Дэвис, Кейт Бланшетт, Хелен Миррен. В случае с «Двумя королевами» на непростые роли наследниц британского престола были приглашены молодые, но прославленные Сирша Ронан (Мария Стюарт) и Марго Робби (Елизавета I). Для воплощения сложных характеров своих героинь актрисам пришлось немало потрудиться. Однако что Мария, что Елизавета в фильме не кажутся достаточно убедительными. Образы королев держатся в большей степени на идеально продуманных костюмах и гриме, за которые, кстати, картина номинировалась на «Оскар». Самим героиням, как бы это банально ни звучало, не хватает стержня. Игра актрис кажется чуть нарочитой, загнанной в рамки сценарных диалогов. Хотя Марго Робби удалось более разносторонне раскрыть характер Елизаветы, в отличие от Ронан, игра которой кажется немного однообразной. Возможно, повлияло сложное с визуальной точки зрения перевоплощение Робби из властной красавицы в обезображенную оспой.
За основу фильма «Две королевы» взят одноимённый роман британского историка Джона Гая. Сюжет картины охватывает часть жизни Марии Стюарт после её возвращения в родную Шотландию из Франции, где она правила вместе с мужем, дофином Франциском. Дофин, однако, покинул этот мир, так и не успев обзавестись наследником, а 18-летней Марии пришлось возвращаться на шотландский трон, право на который она унаследовала по крови. Дома королеву-католичку встретили с опасением, ведь Шотландия в это время вовсю ударилась в протестантизм и порывала с Римской церковью не без участия местного заводилы-реформатора Джона Нокса. Тут-то и начинается сплошная череда неудач королевы, закончившаяся только с её… казнью. Собственно, картина Рурк — это попытка разобраться, что помешало шотландской мученице сесть на престол, причём не только на шотландский, но и английский. Говорят, что на двух стульях не усидишь, особенно когда на втором уже восседает Елизавета Тюдор, дочь печально известного Генриха VIII, королева-девственница и по совместительству сестра Марии. Основной конфликт фильма заключён в соперничестве главной героини за право наследования английского трона, а также в постоянной борьбе с заговорами шотландских лордов и собственными мужьями, которые в итоге и вынудили Марию бежать под сомнительную защиту Елизаветы. Попытка взглянуть на политический провал королевы Шотландии через призму неудачных браков и гендерной дискриминации понятна. Она оказалась всего лишь хрупкой женщиной в жестоком мужском мире позднего Средневековья. Но образ героини получился уж слишком рафинированным. Королева неправдоподобно лояльна и к врагам, и к друзьям, и даже к мужу, погрязшему в гомосексуальных утехах. Режиссёр избрала стратегию романтизации героини, в то время как более неоднозначный характер сделал бы образ более полноценным и фактурным. Лорд Дарнли, новоиспечённый муж Марии Стюарт, изображён слишком невзрачным и поверхностным, что ставит под сомнения его сюжетные притязания на трон супруги. Что касается Елизаветы, её образ полностью сочетается с властностью и жестокостью. Она избрала «путь мужчины», и это отразилось в её визуальной трансформации к финалу фильма. Запрещая себе человеческие чувства, Елизавета становится практически неживым изваянием. В чём-то, кстати, она отдалённо напоминает Красную Королеву из «Алисы в стране чудес» Тима Бёртона.
Особое очарование картины — это саундтрек. Музыкальный постминимализм Макса Рихтера умело подчёркивает особо эмоциональные сцены. Музыка органично аккомпанирует общей тематике, не ударяясь при этом в пафос (чем порой грешат байопики).
Определённая театральность «Двух королев» местами проступает в визуальных решениях. В фильме преобладает статичная камера, а работа со светом подчёркнуто театральна в особенно драматичных финальных эпизодах. В то же время живая актёрская пластика не подменяется условностью, а оператор часто работает на средних и крупных планах. Театральная традиция прослеживается и в выверенном построении мизансцен, среди которых часто используются фронтальные, и в работе с цветом. Например, кроваво-красное платье Марии в начальном и финальном эпизоде казни акцентирует внимание на смысловом центре кадра, уравновешивая его и создавая внутрикадровую гармонию. Использование яркого цветового элемента здесь обусловлено драматургией и также отсылает к театральной традиции визуализации действия. Красный цвет обладает ярко выраженным символизмом и мощной энергетикой. На эмоциональном уровне он вызывает напряжение, а ярко контрастная смена чёрного облачения на красное нагнетает ощущение драматичного финала, ассоциируясь с кровью.
В целом, историческому байопику Джози Рурк явно не хватает запала. Противостояние королев визуализируется посредством претенциозной переписки, а эпичность единственной батальной сцены с восставшим против короны кузеном заканчивается обзорными планами королевского войска на фоне величественных шотландских равнин. Саму битву зрителям так и не суждено увидеть. Да и финальный разговор двух королев больше походит на перепалку обиженных дам. Интересным режиссёрским решением выглядит монтажная ритмичность и закольцованная композиция. А главная проблема картины — малое количество драматургически сильных сцен. И её, к сожалению, не покрывает визуальная безупречность.