Этот год не стал исключением. Все пять оскаровских номинантов в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» по-своему оригинальны. А вот интерес к взаимоотношениям и семейным ценностям стал их объединяющим звеном.


«Любовь к волосам» / Hair Love (2019)

реж. Мэттью Черри

Анимационный фильм «Любовь к волосам» стал обладателем статуэтки «Оскар», но не возглавил чарт наших субъективных симпатий. Выбор Американской киноакадемии выглядит очень предсказуемо, оттого и неинтересно. «Любовь к волосам» идеально вписывается в жанр «оскаровского кино».

Сюжет анимации традиционно мелодраматичен. В его центре проблема с незамысловатым решением, оканчивающаяся, как водится, хэппи-эндом. Маленькая афроамериканка собирается в больницу к больной маме. Главной трудностью, с которой сталкивается девочка, становится укладка её непослушных волос. На помощь приходит папа, который, как настоящий борец на ринге, пытается обуздать упрямую копну. Чем обернётся их творческий тандем — узнаете во время просмотра. Возможно, даже пророните слезу, хотя у нас, признаться, не получилось. Несмотря на шаблонность, это всё ещё очень милая история, вызывающая ассоциации с диснеевским мультфильмом, во многом благодаря похожей рисовке.

Фото ©️ IMDb

«Дочь» / Dcera (2019)

реж. Дарья Кащеева

Эта кукольная мультипликация — наш безусловный фаворит. И хоть она не взяла заветную статуэтку, зато стала победителем национального американского кинофестиваля независимого кино «Сандэнс-2020».

В центре сюжета лирическая история непростых взаимоотношений отца и дочери. Больничная палата, тяжело больной отец, дочь и холодная пропасть недосказанности между ними. Оказавшись перед лицом трагического настоящего, они пытаются найти причины в своём прошлом и примириться с ним. Это настолько проникновенно, что ком в горле не отпускает от начала просмотра и до финальных титров. По сравнению с другими анимационными фильмами «Дочь» смотрится авангардно и очень реалистично. Секрет в новаторской (для анимации) технике съёмки. В создании истории Кащеева оперирует приёмами кинематографа: например, работой с ручной камерой, играми с резкостью и фокусом. Живая камера, закручивающая происходящее, как вихрь, настолько динамична, что оживляет кукол. Теряется ощущение того, что перед нами история, снятая в технике мультипликации. В «Дочери» все художественные средства, включая оригинальные кукольные образы, интересную детализацию и невероятно кинематографичные монтажные переходы, обыгрывают трепетные состояния персонажей. Интрига сохраняется до конца, разрешаясь двойственным финалом, оставляющим простор для интерпретаций.

Фото ©️ IMDb

«Незабываемо» / Mémorable (2019)

реж. Бруно Колле

«Незабываемо» (или «Mémorable») — это история о талантливом французском художнике Луи, который на склоне лет начинает терять память. Свидетелем этой трагедии становится любящая супруга — главная муза его жизни.

Фильм является великолепным примером очень целостной анимации, где визуальный ряд и сюжет образуют на экране необыкновенную синергию. Первое, что восхищает в «Незабываемо» — это настоящая феерия текстур и форм. Визуальный образ фильма становится движущим инструментом повествования. С его помощью пронзительно и точно автор передаёт ноты отчаяния цепляющегося за реальность человека, теряющего восприятие этого мира, утекающего как песок сквозь пальцы. Сочетание техник импрессионизма, сюрреализма, кубизма в изображении окружающей главного героя действительности подчёркивает его особенное художественное видение, а постепенно грубеющие мазки, смазанные и растекающиеся текстуры, словно навеянные картинами Сальвадора Дали, так образно и в то же время правдиво отражают процессы деструкции мозга, провоцирующие «непостоянство памяти». Грустный, но яркий финал отражает лейтмотив произведения: что же в жизни художника до последнего осталось незабываемым?

Фото ©️ IMDb

«Сестра» / Sister (2018)

реж. Сун Сыцы 

Сначала всё выглядит как забавное, слегка комичное жизнеописание мальчика — а точнее рассказчика, закадровый голос которого сопровождает отражённые на экране воспоминания о событиях его детства в Китае, слегка омрачённого постоянным присутствием вредной и назойливой младшей сестры.

Довольно невыразительная форма исполнения, монохромная чёрно-белая цветовая гамма, куклы, выполненные в технике валяния, безэмоциональный стиль голоса рассказчика… Всё это расслабляет зрителя, давая ему возможность просто плыть по течению сюжета, оставаясь пассивным наблюдателем этой незамысловатой истории. Но достаточно одной фразы в середине фильма — и всё предыдущее обретает совсем иной смысл. Будто вы сидели на солнечной поляне, а потом резко включили дождь. Зрителя огорошивают, восприятие выворачивается наизнанку, и сюжет превращается из обыденно-семейного в драматичный. Становится понятен смысл невыразительности художественных средств. Автор при этом на протяжении всего повествования не давит слезу, но тонко играет на восприятии. Получается очень трогательно.

Фото ©️ IMDb

«Котбуль» / Kitbull (2019)

реж. Росана Салливан

«Котбуль» — короткометражка студии Pixar, к которой просто невозможно остаться равнодушным. Её название объединяет слова «кот» и «питбуль» — двое этих животных стали главными героями истории.

Маленькая кошка, обитающая на городских задворках, смело противостоит опасностям бездомной жизни и, кажется, не страдает от одиночества. Жизнь в картонной коробке кошка разделяет с плюшевым слоником, и это полностью устраивает её. Но что случится, если по соседству с ней поселят внешне грозную бойцовую собаку?

Идейно этот мультфильм сочетает несколько тем, близких каждому. Во-первых, одним из главных посылов является важность преодоления страхов и предрассудков. История напоминает зрителю, что первое впечатление часто бывает обманчивым, а дружба и взаимопомощь — бесценны. Также автор поднимает тему жестокого обращения с животными, которая, к сожалению, не теряет актуальности.

Визуально «Котбуль» представлен в довольно нетипичной для Pixar и полностью ручной рисовке в технике 2D. За основу декораций взят один из районов Сан-Франциско (Mission District). Очень тонко передана пластичность и динамика движений персонажей, в частности кошки, поведение которой выглядит очень правдоподобно и вызывает ассоциации с нашими домашними питомцами.

Фото ©️ IMDb