Простите, но у вас не найдётся минутки поговорить о... смерти? Впрочем, Григорий Константинопольский предлагает пообщаться немного дольше: в течение 4-х недолгих серий своего нового амбициозного проекта «Мёртвые души» (2020). За эти 4 серии режиссёр на красочных современных примерах продемонстрирует, что классика действительно не устаревает даже по прошествии почти двух сотен лет. Пока зритель ещё не начал смотреть сериал и не прочитал его синопсис, его наверняка может озадачить вопрос, какие же такие мёртвые души может коллекционировать Чичиков XXI века? Интрига снимается практически сразу после того, как Чичиков (Евгений Цыганов) въезжает на тройке (той, что BMW) в провинциальный городок Бугорск. Официальная цель визита: подготовить для Министерства культуры список почётных, но уже почивших граждан Бугорска и окрестностей для дальнейшего перезахоронения на престижных кладбищах Москвы. Мгновенно заведя полезные знакомства с местной элитой (читай: с жуликами и ворами), Чичиков предлагает своим собеседникам подумать о вечном — в частности, о том, где бы они хотели быть впоследствии захороненными. За внушительную плату наш герой предлагает помочь обзавестись лучшими кладбищенскими местами рядом с самыми известными людьми — от Сталина до Фёдора Бондарчука (ныне здравствующего, но уже озаботившегося неминуемым). 

Почти все действующие лица поэмы и событийный ряд Константинопольским были сохранены. Сюжет, как и в книге, представляет собой перемещение Чичикова между поместьями (то бишь загородными домами) будущих (или же настоящих) мёртвых душ. Путь, продолжающийся всего неделю, превращается в некое кислотное концентрированное безумие под вымышленной маркой виски "Pink Label", сатирический тон которому задаёт современный Манилов (Дмитрий Дюжев) — поклонник индуистских практик со всеми изменяющими сознание атрибутами. Под каток сатиры автора попали, кроме упомянутых выше Сталина и Бондарчука-младшего, Захар Прилепин, Никита Михалков (несмотря даже на участие в проекте Анны Михалковой), Максим Галкин и боготворимый всеми «киношниками» режиссёр Андрей Тарковский. Конечно, у всего этого аттракциона есть высокая цель, раскрываемая в финале произведения. Не забыл режиссёр уделить внимание и истории капитана Копейкина (Иван Охлобыстин), сыгравшего в судьбе главного героя решающую роль. Есть в этом произведении и пасхалки: в одном из эпизодов по телевизору показывают «Гоголя» с Александром Петровым, что наводит на мысль, что Гоголь и другие классики, писавшие о России (хотя и часто за её пределами), ещё долго будут актуальными, ведь меняется только форма, а не содержание.

Тем не менее балансирование сериала между драмой и комедией рождает двоякие чувства. Создаётся впечатление, что сериалу не хватило или остроты, или глубины, или того и другого вместе. Родившийся на этом же поле почти двадцать лет назад и ставший уже культовым «Даун Хаус» (2001) тоже не является «идеальной» экранизацией (в данном случае «Идиота»), но тем не менее он успел полюбиться зрителям за дерзость, ироничные проработанные образы и абсурдистские диалоги, чего не хватило «Мёртвым душам». Тем не менее наверняка сериал найдёт (или уже нашёл) своего зрителя, который с благодарностью оценит проделанную съёмочной группой работу. 


16+ «Мёртвые души» (2020): онлайн на платформе IVI с 9 декабря.