«Чёрное зеркало» (2011 — н.в.) сложно оценивать как сериал, так как серии не связаны сюжетно. Тем не менее, их объединяет общая идея, которая ясно и недвусмысленно отражена в названии. Практически всегда в рассказываемых историях внимание акцентируется на роли технологий в жизни человека и социума. Можно с лёгкостью сказать, что это «сериал о том, как технологическое развитие делает человека несчастным», но нет. Хоть название и представляет собой явную аллюзию на экран, в который современный человек смотрит значительную часть своего времени, за словом «зеркало» кроется нечто большее.
В первую очередь потому, что это сериал про саму сущность человека — как в отдельности, так и в общности. Пороки, слабости, страхи, тайные желания и опасные тенденции — вот что выходит на первый план в сюжете каждой серии. А развитые технологии лишь помогают оформить вышеописанное в абсолютно непредсказуемую и неизведанную форму, аналогов которой история ещё не знала. Каждая серия заставляет задуматься о том, как бы мы поступили на месте героя, ведь описанные истории порой поразительно близки к реальности. И именно глядя в это «чёрное зеркало» мы понимаем, что от собственных демонов не уберегут никакие научные разработки.
Также авторы — Чарли Брукер и иногда сотоварищи — часто уделяют большое внимание общественным настроениям и трендам, возводя их в абсолют. Эти серии смотрятся словно экскурс в машине времени и вызывают невольное чувство тревоги, ведь в недалеком будущем некоторые из сценариев вполне осуществимы.
Новый сезон, вновь написанный Чарли Брукером, продолжает поднимать важные темы, которые непосредственно затрагивают если и не всех подряд, то многих. Причём эти темы рассматриваются как пересечение глубоко личных переживаний героев с тем, что уже сейчас имеет массовое распространение в современном обществе.
Первая серия, срежиссированная Оуэном Харрисом, показывает нам то, как легко можно нарушить грани между реальной и виртуальной жизнью, отодвигая всё подальше за экран. В таком контексте проблемы восприятия виртуальности пока не рассматривались, хотя тема погружения в «более привлекательный онлайн» уже изучена вдоль и поперёк во многих фантастических произведениях. Здесь же, в свойственной сериалу манере, она носит социальный контекст.
Во второй серии режиссёра Джеймса Хоуса затрагиваются злободневные темы соцсетей — нам показывают не только то, как круто может измениться жизнь простого человека под влиянием вроде бы безобидной привычки, но и то, в какой ситуации может оказаться даже тот, кто эти сети основал. Особенно подчеркнута в этой серии скорость распространения информации — то, что раньше было тайной, теперь может распространиться по всему земному шару за секунды.
Третья же серия режиссуры Анне Севитски приоткрывает нам завесу шоу-бизнеса — безжалостной машины по производству денег, которой чужды чувства и человеческий фактор. Самым важным посылом серии становится то, что порой и сам артист, являющийся кумиром миллионов, может оказаться весьма подневольным человеком, который будет зависеть от продюсеров и лейблов, уничтожающих его истинную сущность в погоне за продажами.
Можно сказать, что порой «Чёрное зеркало» занимается самоповтором, но с этим можно и нужно спорить. Да, возможно, некоторые сюжетные элементы могут пересекаться, но в целом то, как упаковывается история и ведётся повествование, не вызывает пререканий. Цельность каждой отдельно взятой серии — вот то, что отличает данный сериал-сборник от других. После эксперимента с интерактивным «Брандашмыгом» (2018) пера Брукера и режиссуры Дэвида Слэйда создатели вернулись к более привычному формату, пусть и в меньшем объеме. В завершение скажу, что да, количество серий стало заметно меньше. Но никак не количество кипящих в этих сериях страстей.