Фильм Тома Хупера (известного многим по фильмам «Король говорит» (2010), «Отверженные» (2012), «Девушка из Дании» (2015)) «Кошки» (2019) является киноадаптацией одноимённого мюзикла сэра Эндрю Ллойда Уэббера, основанного на книге Томаса Элиота «Поулярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» 1939 года. Мюзикл был настолько успешен, что показан с момента постановки на Бродвее почти 9000 раз. В фильме нам рассказывают о том, как раз в год проходит грандиозный кошачий бал, на котором Старая Дьютерономи (дама Джуди Денч) — в киноадаптации это кошка, а не кот — решает, кто из кошек удостоится шанса перерождения. Каждый из кандидатов в песенной форме рассказывает о том, почему именно он должен удостоиться этой высокой чести.
Фильм практически полностью копирует схему мюзикла, и все небольшие изменения связаны с более широкими кинематографическими возможностями и сюжетно-формальными вкраплениями. Так, например, в отличие от мюзикла, где уже практически с первых минут действие рушит четвёртую стену (то есть невидимую границу между действием на сцене и зрителем), композиция "Jellicle Songs for Jellicle Cats" явно обращена к зрителю, знакомя его с различными «видами» кошек и их возможностями. В фильме слом четвёртой стены произойдёт только в конце, с песней "The Ad-Dressing of Cats", подводящей итог произошедшему действию. Нововведением фильма становится то, что в нём расширяется роль одного из второстепенных персонажей — белой кошечки Виктории (Франческа Хейуорд). В самом начале фильма хозяева выкидывают её на помойку, на которой брошенную кошку находят сородичи, приглашающие её принять участие в кошачьем бале. И именно новенькой кошке (и зрителю тоже) и рассказывают о том, что же из себя представляют кошки.
Благодаря возможностям кино расширился ряд локаций, в которых происходит действие фильма: теперь это не только помойка, но и квартира, в которой живёт Мисс Дженни (Ребел Уилсон), дрессирующая тараканов и мышей, нечто похожее на кабаре «Египтянин», в котором проходит кошачий бал, т.д. В мюзикле — в силу особенностей театра — всё действие разворачивается исключительно на, простите, помойке. Факт одной локации ни в коем случае не умоляет достоинств постановки, но интереснее смотреть, когда местоположение меняется и соответствует характеру исполняемого номера. Также в фильме присутствуют разговорные связки, помогающие нанизать танцевально-песенный дивертисмент оригинала на сюжетную ось. Так чётче вырисовывается история Гризабеллы (Дженнифер Хадсон) и её падения, менее очевидная по оригинальной постановке, понятнее прописана мотивация козней Макавити (Идрис Эльба).
Говоря о музыкальной составляющей, нельзя не упомянуть новую песню Виктории "Beautiful Ghosts", написанную сэром Эндрю Ллойдом Уэббером и Тейлор Свифт, которая также исполнила в фильме роль напарницы Макавити Бомбалурины. Новая композиция достаточно органично вписывается в уже много лет существующий саундтрек, оживляет фильм и придаёт ярких красок персонажу Виктории. Ещё одним безусловным плюсом фильма является хореография: это великолепно поставленные номера. Особенно, конечно же, следует отметить танец Виктории в начале фильма и номер Скимблшенкса, железнодорожного кота (Стивен МакРей). И это неудивительно, ведь Франческа Хейуорд и Стивен МакРей — премьеры Королевского балета Великобритании. Потрясающая пластичность и техника профессиональных артистов позволили поставить сложные интересные и красивые номера, безусловно, украсившие фильм.
При всех прекрасных моментах фильм обладает очень веским минусом — это форма репрезентации темы. Сама по себе идея поющих кошек уже кажется необычной, но в театральной форме с её допустимой долей условности она выглядит интересной и не мешает восприятию. В фильме же (даже и при просмотре трейлера) невольно вздрагиваешь, видя странных то ли прямоходящих кошек, то ли людей, заросших шерстью. Возможно, что более приемлемым кинематографическим форматом для раскрытия подобной темы мог бы стать анимационный мюзикл. Формат мультфильма допускает определённые условности и парадоксы, невозможные в реальной жизни — рисованные поющие кошаки с человеческими манерами выглядели бы весьма естественно и органично.
Поэтому стоит сказать, что «Кошки» — достаточно неоднозначный фильм. Возможности кинематографа позволили расширить и дополнить существующую театральную постановку, добавили нюансов и красочности. Но подкачала форма исполнения. Однако и с ней постепенно смиряешься по мере просмотра фильма, привыкая к этим странным котам, и начинаешь наслаждаться красивой картинкой.