В начале 2019 года с разницей в три месяца на двух крупнейших фестивалях — Берлинском и Каннском — вышли два фильма на схожую тематику. Первый, о котором речь пойдёт ниже, — «Прощание с ночью» — снял ветеран французского кинематографа Андре Тешине, другой фильм — «Молодой Ахмед» — принадлежит авторству бельгийцев братьев Дарденн. Оба фильма рассказывают истории юношей, становление которых происходило в обычных светских европейских семьях, но которые в сложный этап своей жизни повстречали людей, открывших для них ислам в его радикальной форме. Несомненно, выбор темы продиктован событиями последних лет. Теракт в редакции журнала Charlie Hebdo и последующие теракты на территории Европы скорректировали вектор развития европейской кинематографии, всё чаще фокусирующейся в XXI веке на проблемах мигрантов.
«Прощание с ночью» (2019) — восьмая совместная картина Андре Тешине и Катрин Денёв. Обе легенды французского киноискусства буквально души не чают друг в друге, часто пускаясь вместе в разного рода кинематографические авантюры. В фильмах Тешине Денёв была лесбиянкой и учителем философии в одном лице, владелицей казино, нотариусом, анестезиологом и бог знает кем, словно находясь в бегах от закрепившегося за ней образа холодной блондинки. На этот раз "Grande dame du cinéma français" примерила на себя образ фермерши (Мюриэль), разводящей лошадей в живописном месте на границе с Каталонией. Все дни Мюриэль проводит в компании четвероногих друзей и наёмных работников. Её тихие будни скрашивает ожидание внука (Алекс, Кейси Моттет Кляйн).
Алекс, тяжело переживающий гибель матери, проходит реабилитацию в тулузской лечебнице. В первый день весны знакового 2015-го года Алекс возвращается на ферму, чтобы навестить бабушку и свою девушку-мусульманку Лилу (Улайя Амамра). Юноша рассказывает Мюриэль о скором отъезде в Канаду вместе с Лилой, где он будто бы нашёл подходящую для себя работу. Мюриэль, то и дело подмечающая кардинальные перемены в поведении внука, начинает подозревать неладное. Алекс теперь отказывается от бокала вина за ужином, не проводит ночи с Лилой, а потом и вовсе оказывается пойманным на коврике за молитвой, восхваляющей Аллаха.
Тема выбора, которую мы подметили ранее в другом фильме фестиваля «Французские каникулы. Бархатный сезон» ("Felicità" (2020)), является актуальной и в этой работе. Герой проходит точку невозврата, когда принимает решение «проститься с ночью», уверовав в жизнь после смерти. Но не менее важный выбор предстоит сделать и бабушке героя. Как спасти от неминуемой катастрофы самого близкого тебе человека, попавшего в затруднительное положение, но не осознающего этого? Как повлиять на него? У кого просить помощи? Перепробав все доступные способы, Мюриэль приходится пойти на «предательство», которое наверняка разрушит и без того хрупкие родственные узы. Братья Дарденн смогли дать зрителю да и обществу в целом какую-никакую надежду, но Тешине, главный герой которого всё-таки старше по возрасту Ахмеда, вовсе лишает её, оставив Мюриэль незаживающую душевную рану. Несмотря на выбор сложной темы, режиссёру удалось создать на выходе любопытную картину, которая однозначно не потеряет актуальность ещё долгое время. Пожелаем маэстро и его музе здоровья и новых интересных проектов!