Хелле (Бирте Нойманн) мечтает встретить старость в путешествиях, а её супруг Петер (Курт Равн) и не собирается отдыхать, планируя вложить все средства в винный бизнес. Пожилые супруги решаются на отчаянный шаг — подать на развод после полувека брака; поступок своеобразный, учитывая, что на пороге восьмого десятка и грядущей возможности душевного одиночества расстаться со своим партнером зачастую невозможно физически, а ещё труднее морально. Но для неунывающих пенсионеров-датчан здесь важнее принципы.
Не желая больше идти на поводу друг друга, герои расходятся в разные стороны, занимая себя различной деятельностью. Хелле посещает светские тусовки и пытается научиться водить машину. Петер ходит на свидания и скрыто потешается над супругой в кругу близких людей, не желая признавать, что все ещё любит её. Эта история типична и могла быть экранизирована в Голливуде еще в 90-х с одной поправкой: люди преклонного возраста редко удостаиваются глубокого погружения в свою жизнь.
Несмотря на оболочку классического ромкома — светлая цветовая гамма, буржуазная предметная среда, включающая чистые газоны, дорогой сервиз, берега озер, вина и комнаты усадеб, — зритель может испытать типичный скандинавский бытовой экспириенс, передаваемый через игру актёров. Как известно, Дания — страна свободных нравов, высокого качества жизни, равноправия, независимой личности внутри сплоченного общества. Именно поэтому вместо привычной ироничной нотки над чаяниями пенсионеров, которая часто наблюдается в комедиях о людях пожилого возраста, зритель видит здесь активных персонажей, по поведению мало чем отличающихся от тех, кому идёт только пятый десяток — они не боятся нового, несмотря на свои годы.
Действие зовёт на новую ступень внутренней свободы. Многие не поймут, как в семьдесят можно активно посещать светские вечеринки, отпускать престарелых мужей переспать с двумя пожилыми дамами одновременно; как женщина в семьдесят может закрутить роман с женщиной и запоем любить свое тело. Этих деталей предостаточно, и преподносятся они в комедийном ключе, но с оговоркой, что в каждой шутке есть доля правды, которую необходимо пропагандировать. Трогательность складывается в ощущение, что происходящее нормально и любой человек имеет право так жить. Единственно главное — не стареть сердцем.
Опустим детали о размере пенсий и качестве экологии в Дании, — любому из нас необходимо сломать в себе стереотип о старости. Человек может перестать познавать мир в двадцать пять, а в сорок окончательно закрыться в семейной крепости. Этого трудно избежать. Не стоит, однако, забывать, что мир ждёт всегда, и даже если мерещится, что вы знаете достаточно, мир всё ещё готов вас удивить. Вдруг в семьдесят, будучи благопристойной женой, вы поймете, что вам как воздуха не хватало опыта с женщинами или крепкой компании друзей? Неизменны заморочки и привязанности, которые даже самый здоровый человек порой не может исправить, несмотря на опыт. Наверное, в этом и есть комедийность — наблюдать, как почтенные люди мечутся, словно им снова тридцать.
В фильме есть ненавязчивое назидание. Помимо упомянутых психологических границ герои «Счастливого конца» держат себя в тонусе, обладают стабильным пассивным доходом, а это значит, что они заранее понадеялись на себя. Петер — трудоголик; Хелле вдохновлялась им и после развода также начала заниматься саморазвитием. Жизнь каждого из нас зависит от того, насколько крепко мы держим её узды. «Счастливый конец» олицетворяет период, когда люди, часто одинокие в старости, находят в себе силы жить в полном смысле этого слова; не просто жить, но и переживать, и страдать, и открывать новое. В общем, учитесь у датчан!