Профессиональный военный Маркус (Мадс Миккельсен) с трудом видит себя в мирной жизни за пределами службы. Поэтому без эмоций воспринимает отсрочку отпуска ещё на три месяца. Но всё начинается раньше — из-за того, что эстонская девочка в Таллине захотела велосипед на Рождество, и у дочери Маркуса Матильды (Андреа Хейк Гадеберг) в Копенгагене крадут велосипед. Отсутствие велосипеда приводит к тому, что Матильда и её мать Эмма (Энн Биргитте Линд) отправляются в город на поезде. Внезапная авария приводит к гибели Эммы и заставляет Маркуса вернуться домой. Казалось бы, случайная трагедия — но не для пытливого ума. В вагоне с Эммой оказывается учёный Отто (Николай Ли Каас), который уступает ей место и чудом остаётся жив. Вместе с коллегой по изучению статистики Леннартом (Ларс Брюгманн) они приходят к выводу, что всё не случайно: в поезде ехал важный свидетель, который должен был дать показание против опасной банды. Мучимый угрызениями совести из-за смерти Эммы Отто решает найти Маркуса и поделиться своими догадками, что это был теракт. А вернувшийся домой и оставшийся наедине с убитой горем дочерью Маркус понимает, что совершенно не приспособлен к взаимодействию с людьми вне службы и даже опасен для общества.
На первый взгляд может показаться, что пересказано много — но это только первые пятнадцать минут картины. Автор фильма Андерс Томас Йенсен — талантливый рассказчик и один из ведущих сценаристов Дании. В широких кругах он известен многолетним сотрудничеством с Сюзанной Бир и работой над сценариями главных фильмов режиссёрки, в том числе снятых по правилам манифеста «Догма 95»: «Открытые сердца» (2002), «После свадьбы» (2006), «Месть» (2010), «Второй шанс» (2014). «После свадьбы» получил номинацию на «Оскар», а «Месть» удостоилась статуэтки за лучший фильм на иностранном языке. Эти истории запомнились исследованием архитектуры души и социальных отношений первого и третьего мира — они наполнены трагизмом и гуманизмом.
Однако когда Йенсен изредка садится в режиссёрское кресло и делает свой проект, происходит метаморфоза в хулигана и провокатора с драматургической грамотностью Мартина МакДоны. Издеваясь над всеми условностями жанров, он беспощадно манипулирует зрителем, заставляя плакать и цинично смеяться над насилием и при этом испытывать жалость и светлую грусть. Он иронизирует над человеческой природой, которую так тщательно препарирует в сценариях фильмов Сюзанны Бир, будто находя в этом отдушину. В 1999 году Йенсен получил «Оскар» за короткометражный фильм «Вечер выборов» (1998), где поднял тему антитолерантности рядовых обывателей. В «Адамовых яблоках» (2005), где в главной роли священника из исправительного учреждения также блистал Миккельсен, Йенсен интерпретировал библейскую историю Иова в кровавое, но трогательное шапито с насильником, нацистом и вором-арабом.
В «Рыцарях справедливости» (2020) — первом за пять лет и третьем за пятнадцать фильме Йенсена — сценарий ещё более многоуровневый и наполненный витиеватыми виражами, чем в предыдущих работах. Начинаясь как тяжёлая семейная драма, картина постепенно повышает градус абсурда, вкрапляя детали, невольно вызывающие смех. Это происходит малозаметно и пикантно. Внезапно вырастает аномальных размеров амбар Маркуса, персонажи ведут себя странно. За наивным названием, подходящим для детского фильма или блокбастера, скрывается иррациональность мести. Герои не могут ничего доказать наверняка, но их настойчивость и вера в статистику приводят к огромным жертвам и порождают насилие. От странной комедии с провокационными шутками мы возвращаемся в семейную драму и личную трагедию, от них — снова к гэгам и второсортному боевику. Стёб над устаревшими B-movies здесь проходит отдельным лейтмотивом — от случайных убийств до напряжённой музыки. Каждый персонаж для автора — вылепленный солдатик, от которого зритель отстранён. И этот аттракцион может ввести в диссонанс и оставить досадное послевкусие. Вылепить, поиздеваться, истечь кровью, пожалеть и пустить светлую слезу без танцев визуальных решений, но с хорошим светом. Не всем это нравится, но в этом и суть противоречивого кинематографа Йенсена.
Помимо вечных вопросов целесообразности мести, случайности, научного подхода и религии, в центре истории проблема отцов и детей. Персонаж Мадса Миккельсена — феерически завораживающий солдафон. Непробиваемый, немногословный и абсолютно глухой к миру. Не веря ни во что и практически не меняя модели поведения, он доводит до слёз свою дочь, избивает её парня, не слушает разумных доводов. Солдатская выправка доведена до полного абсурда: от огромного амбара, напоминающего аэродром, до немотивированного насилия и мышления паттернами «пробежка — хорошо, кола — плохо». Глубина перевоплощения Миккельсена вызывает опасения встретить такого персонажа в жизни и вынуждает тихо посмеиваться над обыгрываемыми штампами. Но так, чтобы Маркус не услышал. А яркий контраст с запоминающейся ролью мягкого рефлексирующего учителя в «Ещё по одной» (2020) наполняет эту чашу долей восторга актёрским талантом Мадса.
Пусть многоуровневость сценария создаёт ощущение перегруженности — это в первую очередь датская комедия для неторопливого, спокойного характера датчан. Но за разнообразием сюжета скрывается другое вечное — рождественская история. С насилием, абсурдом и скабрёзностями жизнь одинокого человека, в душе которого гуляет ветер среди скалистых гор, наполняется отличными людьми. Единство общества — важнейшая часть датской идентичности. Этот подарок — хороший урок, который стоит усвоить. Пусть Маркус не меняется, присутствия людей с другими характерами, по мнению Андерса Томаса Йенсена, достаточно, чтобы поверить в жизнь.
18+ «Рыцари справедливости» (2020): в прокате с 18 февраля.