19 апреля в «Иллюзионе» прошёл показ нового фильма Кшиштофа Занусси «Эфир». Основанная на популярной в мире (и особенно в Восточной Европе) притче о докторе Фаусте, картина является не столько авторской экранизацией европейского эпоса, сколько рефлексией сквозь призму широко известной истории. И повод для этого более чем подходящий. 

Эфир в этом фильме — вещь скорее философская, нежели вещественная. Как и у любой другой силы, результат применения зависит от того, кто этой силой владеет, и от целей, для которых она используется. Применять эфирный наркоз для операций и использовать его для соблазнения непокорной девушки — две стороны одной медали, и выбрать одну из них — священный долг обладателя. 

Рубеж XIX и XX веков — идеальное время для развития сюжета, где надежды обьяснить научными теориями всё, что только можно, стали всё чаще подвергаться скепсису. Религия перестала отрицать науку так яро, как это было до этих пор. Главные научные теории, равно как и технические изобретения, ещё впереди. Учёные занимаются решением первостепенных вопросов, а не развитием теорий. И обезболивание — одна из главных задач в обществе того времени. Место выбрано тоже как нельзя удачно — именно Восточная Европа стала полем боя в Первую Мировую войну, и именно там эфирному наркозу пришлось стать одним из героев.

Наличие в фильме почти святого украинского паренька (Остап Вакулюк), ярко контрастирующего с доктором (Яцек Понедзялек), готовым выдержать все зверские эксперименты во имя науки, чтобы хоть как-то приблизиться к великому научному знанию, только показывает типичность истории для общества в целом. Образование в XX веке стало доступным практически всем слоям населения, и это неразрывно связано с постепенно укореняющимся чувством баланса между религиозным (мистическим) и рациональным мышлением.

Но думать, что фильм является ностальгией по старушке Европе до всех войн, будет крайне невежественно. Это история, переплетающая библейские сюжеты, эпос и исторические факты, даёт зрителю понять, что любой контроль одних людей над другими ведёт на темную сторону. Недаром за основной инструмент контроля взят эфир, который в части языков обозначает ещё и теле- и радиоэфир, являющийся средством контроля масс. А как известно, проблема медиа-контроля сейчас более чем актуальна. Но, как и в любой притче, здесь тоже есть проблеск света и надежда на светлое будущее.

История снята потрясающе красиво, смесь восточноевропейских языков звучит так, словно находишься в студенческом общежитии где-то в Варшаве, а актёры, которых пан Кшиштоф выбирал с любовью к своему творению, на высоте! Смотреть обязательно. Но не уходите, если вам показалось, что фильм закончился — главное будет сказано лишь после.