Не успели мы оглянуться, как закончилось второе десятилетие XXI века. Многие авторитетные (и не очень) киноиздания накануне 2020 года активно подводили итоги, выбирая лучшие фильмы декады. Благодаря введению режима самоизоляции у многих из нас появилась прекрасная возможность пересмотреть любимые фильмы и открыть для себя новые, в том числе те, что нам так активно советовали. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пятёрку, на первый взгляд, случайных французских фильмов, снятых за последние десять лет. Они не объединены автором в категорию «лучших» или «худших», но тем не менее когда-то они показались особенными, оставив глубокий след в памяти. Делимся ими с удовольствием, испытывая при этом лёгкое волнение.


«Секса много не бывает» / Un heureux événement (2011)

реж. Реми Безансон

18+

Открывает подборку фильм трепетно любимого нами режиссёра Реми Безансона — «Секса много не бывает». Но не спешите радоваться, так как точнее суть фильма передаёт оригинальное название “Un heureux événement” (с фр. «счастливое событие»). Картина подробно рассказывает историю пары Барбары (Луиз Бургуан) и Николаса (Пио Мармай), которым предстоит незапланированно стать молодыми родителями. В отличие от многих мелодраматичных фильмов беременность, роды и воспитание малыша представлены здесь в неромантизированном ключе. Вместе с Барбарой нам предстоит прочувствовать все сложные и счастливые моменты материнства и возникающие на этом фоне трудности во взаимоотношениях с партнёром и матерью. Потрясающее кинопроизведение, вызывающее эмпатию и ворох противоречивых мыслей.


«Полетта» / Paulette (2012)

реж. Жером Энрико

16+

Хочется загнать этот фильм в жанр комедии, так как в нём присутствует внушительная доля юмора и отличных нетолерантных шуток. Тем не менее здесь затрагивается и пласт социальных проблем, а также многослойные перипетии семейных отношений. Полетта (Бернадетт Лафон) — бодрая французская пенсионерка, которая из-за финансовых трудностей буквально перебивается с хлеба на воду. Она озлоблена на весь мир, включая собственную семью: у неё тяжёлые взаимоотношения с дочерью, поскольку последняя вышла замуж за чернокожего полицейского; она не любит внука, так как он унаследовал от отца цвет кожи. Жизненные обстоятельства вынудят Полетту встать на преступные рельсы — проявив смекалку, бабуля станет лучшим наркодилером (!) на районе. За время фильма ей предстоит пройти путь преодоления и совершить качественный скачок вперёд. Советуем в фильм всмотреться, так как первые двадцать минут могут показаться немного пресными.


«В доме» / Dans la maison (2012)

реж. Франсуа Озон

16+

Если по какой-то причине вы пропустили этот фильм Франсуа Озона, рекомендуем к нему обратиться. Эта картина повествует об учителе (Фабрис Лукини) и ученике (Эрнст Умоер), которых объединяет любовь к литературе. Ученик делает свои первые шаги в написании романа, сюжет которого вращается вокруг семьи его школьного товарища. Чтобы привнести в роман изящные сюжетные повороты и добавить пикантных подробностей, ему предстоит стать наблюдателем (в некотором роде даже вуайеристом) и вторгнуться в частную жизнь семьи. Как далеко может зайти данное увлечение и какие этические границы позволит себе переступить каждый из участников столь любопытного тандема? Тандем же Фабриса Лукини и Франсуа Озона, которые ранее уже работали вместе над картиной «Отчаянная домохозяйка» (2010), вновь продемонстрировал недюжинный профессионализм. Отдельно хочется отметить восхитительное музыкальное сопровождение от композитора Филиппа Ромби.


«Зильс-Мария» / Clouds of Sils Maria (2014)

реж. Оливье Ассайас

16+

«Весь мир — театр, а люди в нём — актёры»? Кажется, точно так же считает режиссёр Оливье Ассайас в своей картине «Зильс-Мария». Актриса Мария Эндерс (Жюльет Бинош) стала известной уже в 18 лет, сыграв одну из главных ролей в пьесе “Maloja Snake” (с англ. «Змея Малои» — облачное образование, ползущее между гор — прим. автора), написанной крупным драматургом Вильгельмом Мельхиором, с которым Марию будет связывать многолетняя дружба. Действие картины застигает Марию и её ассистентку Валентину (Кристен Стюарт) в поезде, следующем в Женеву, где Мария должна получить престижную награду за Мельхиора, новость о кончине которого придёт накануне важного события. Марии и Валентине предстоит провести некоторое время в Швейцарии за репетицией уже новой роли в той самой судьбоносной пьесе. Вообще изначально было ошибкой говорить что-либо о сюжете, поскольку в этой картине он второстепенен и подчинён визуальной составляющей и актёрской игре трёх непохожих женщин из разных поколений — Марии, Валентины и Джо-Энн (Хлоя Грейс Морец). Подойдёт тем, кто привык искать смысл между строк или отрекаться от его поисков, наслаждаясь созерцанием. За роль в этом фильме Кристен Стюарт получила «Сезар», став тем самым единственной американской актрисой, удостоенной этой награды именно за роль, а не за достижения в карьере.


«В тихом омуте» / Ma Loute (2016)

реж. Брюно Дюмон

16+

Напоследок рассказываем о самой трешовой картине из представленных. Брюно Дюмон, которого многие критики называют самым умным режиссёром Франции, на сей раз приготовил для зрителя нечто весьма специфическое, отличное от его прошлых работ (впрочем, нечто подобное он всё же уже опробовал в мини-сериале «Малыш Кенкен» (2014)). Действие происходит в начале XX века на курорте, расположенном на севере Франции, где таинственным образом начинают исчезать туристы. Расследование будет проводить парочка чудаковатых инспекторов, а главными действующими лицами станут не менее странные члены двух семей из разных социальных классов. На протяжении картины зрителя с лихвой накроют абсурдистскими шутками, непостижимыми диалогами и семейными перипетиями. Самыми адекватными в фильме окажутся дети, которым предстоит пережить свою личную драму. Так получилось, что в этой киноработе сыграли уже упомянутые нами выше Фабрис Лукини и Жюльет Бинош, которые привнесли сюда свою изрядную долю безумия. Тот редкий случай, когда у фильма весьма удачный дубляж.