«Городской романс» (1970)
реж. Пётр Тодоровский
Фильмы необыкновенного кинематографиста Петра Тодоровского, своим богатым творчеством заражавшего соотечественников любовью к счастливой жизни, время от времени можно поймать по ТВ, но очень редко и весьма ограниченный ряд. А одну из вершин его фильмографии — романтическую мелодраму «Городской романс», имевшую не меньшее значение для нашего постоттепельного кино, чем «Манхэттен» (1979) Вуди Аллена для Нового Голливуда, — и вовсе не найти в телеэфире. Неновая история сближения двух молодых сердец, контрастирующих в силу коренного различия в происхождении и окружении, в нетривиальной, поэтической форме с ощутимым погружением в панорамный столичный быт, преисполненный лирикой заснеженных улиц, аппетитностью продуктов в авоське из советского гастронома и негой от прослушивания пения Мирей Матьё.
«Незваный друг» (1980)
реж. Леонид Марягин
И вовсе стёртая с памяти отечественного кинематографа мелодрама в духе застойного соцреализма. Возможно, не из разряда первых советских фильмов, но заслуживающая должного внимания кинолента, примечательная занятным интеллектуальным сюжетом — социальной интригой в среде учёных-химиков, а также восхитительным действием на экране ярчайших типажей интеллигенции в период застоя — Олега Табакова, Олега Даля, Ирины Алфёровой, Анатолия Ромашина. Последняя роль в кино Олега Даля — последняя и одна из лучших — по крайней мере, не уступающая, на наш взгляд, вампиловскому Зилову из «Отпуска в сентябре» (1979) Виталия Мельникова.
«Успех» (1984)
реж. Константин Худяков
Ещё одна значимая для кинематографа 80-х драма, включённая нами в подборку в честь состоявшегося 27 марта Всемирного дня театра. Неподдельный интерес к вхождению бескомпромиссной воли столичного театрального режиссёра в жизнь провинциального закулисья, где служение искусству подвержено отвлечению на обыденную жизнь, вам гарантирован. Главные украшения фильма — убедительный и органичный Леонид Филатов в главной роли и влюбляющий в себя лирико-меланхолический вальс композитора Вячеслава Ганелина.
«Маленькое одолжение» (1984)
реж. Борис Конунов
Музыкальная мелодрама высшей пробы с необычайно высоким нравственным смыслом, элементарной сюжетной основой и дивным купанием пленяющего весь мир Николая Караченцова, гениально исполняющего пять не всем известных шлягеров, в лучах массовой любви. Скрытые за внешним благополучием душевные муки, осознание некогда наведённого на себя проклятия, неслучайные события, приводящие человека к покаянию, — избежать переживания счастья от происходящего в кадре катарсиса и кайфа от поставленных с превосходным вкусом музыкальных номеров вам не удастся.
«Рецепт её молодости» (1983)
реж. Евгений Гинзбург
Замыкает же великолепную пятёрку подзабытых советских кинодиковин не мелодрама, а фантасмагорическая и музыкальная притча от Евгения Гинзбурга — мастера телевизионных бенефисов. По большому счёту это камерная кинокартина, вполне пригодная для просмотра при недостатке солнечной энергии и жажде лёгкого безумия. Удачным образом выстроенное актёрское созвездие с великой Людмилой Гурченко в центре и окружающими её знаменитыми джентльменами-виртуозами вас не разочарует.
Изображения: скриншоты указанных фильмов